Для вербовки советских шпионов ЦРУ в 1950-х годах создало специальный проект под названием "Красная шапочка". 25 июня 1950 года северокорейские войска пересекли границу и вторглись на территорию своего южного соседа. США опасались, что подобная ситуация повторится в Германии. Чтобы предотвратить это, необходимо было быть в курсе советских планов.
Откуда мы получаем информацию? Разумеется, информация из первых рук. Программа "Красная шапочка" означала захватывающий побег и предательство в рядах советских спецслужб. Многие советские шпионы попались на этот план. Некоторые из них были легко завербованы. Другие сопротивлялись.
Поэтому США протянули оливковую ветвь советскому шпиону Борису Наливако. Но они, похоже, не знали, на кого смотрят. Наливак ушел добровольцем на фронт в 41 году. Воевал с фашистами под Ленинградом, был ранен, демобилизован из армии и направлен на службу в Службу информации. Сначала он был направлен в Берлин, а затем переведен в Вену.
В Вене Наливац притворялся, что "работает" консулом. Поэтому они пытались завербовать его. Кстати, находясь в Германии, Наливак попал в поле зрения американцев. Там он познакомился с немецким журналистом по фамилии Грей. Затем Грей приехал в Вену. Там он разыскал жену Наливанко, которая в это время гуляла с дочерью, и выскочил из машины, сказав, что г-жа Мэннинг хочет с ней поговорить.
Борис Яковлевич Наривайко.
Он и его мать шли по улицам Вены, когда рядом остановилась машина. Грей, который знал отца, вышел из положения. Он был немецким журналистом, женатым на украинке. И они уехали в Америку. Грей, вероятно, работал на американцев. Я часто встречалась с отцом в Берлине и обнаружила, что у нас есть общие интересы ("Воспоминания Светланы, дочери Бориса Наливако"). (Опубликовано "Русской газетой" № 208 (7966)).
Мистер Мэннинг также внезапно вышел из машины и сказал: "Борис Яковлевич в опасности, отдайте мне этот пакет!". Он громко заявил. Только жена Наливака хорошо знала, что это была провокация. Если бы она взяла пакет, ее сфотографировали бы и пригрозили этой фотографией. Она ответила, что все денежные переводы осуществляются только через консульство, и повернулась, чтобы уйти.
Мистер Мэннинг не встал в очередь. Он сам развернул его и показал содержимое. Вышла газета с заголовком "Российский консул - шпион". И снова жена г-на Наливайко не приняла пакет и, вернувшись домой, все рассказала мужу. В конце концов, Борис Наливайко связался со своим начальством и стал думать, что делать.
Самым мудрым решением было бы отправить Наливайко обратно в Москву. Однако российский шпион решил поиграть в игры со своими "коллегами" на Западе. Он надеялся, что Грей позвонит ему как старому другу и извинится за Мэннинга. Так он и сделал. Борис договорился встретиться с ним один на один в парке, без рукоприкладства. На этой встрече Бориса интересовала не только история со скандалом, но и судьба перебежчика Петра Герябина. Грей сказал, что Мэннинг - единственный человек, который может решить эти проблемы, и предложил провести еще одну встречу.
Борис Наливако, его жена Янина и разведчик Рудольф Абель. Берлин, 1965.
Это произошло за несколькими бокалами "пузырьков" в венском кафе Gartenbau. Борис Наливако пришел не один. Его сопровождал переводчик, а два сотрудника "сети безопасности" курировали это событие. Грей и Мэннинг прибыли в назначенное время и начали непринужденную беседу. В конце концов, американский агент смог гарантировать, что Нарико покинет США вместе с женой и дочерью. Борис потребовал письменную гарантию.
В этот момент Мэннинг предъявил официальный документ. Ему нужно было заставить их доказать, что США делают грязные дела. Мэннинг не хотел отдавать документы в руки советских шпионов. Однако Борис сделал вид, что разочарован, сказав, что он приехал на важную встречу и ему нельзя доверять здесь. Он даже попытался встать и уйти, но американец уступил.
Борис поднял листок, глаза заплыли, и быстро сунул его в карман. Прежде чем Мэннинг и Грей успели предпринять какие-либо действия, Борис выплеснул содержимое своей чашки в лицо Грея, а другой рукой ударил Мэннинга по лицу. После нескольких секунд замешательства американцы попытались отобрать бумагу, но тут появился мальчик в маске и не только остановил Мэннинга, но и забрал бумажный пакет.
Тем временем переводчик звонит коменданту. Наша страна или союзники могли бы служить там по очереди. Однако, планируя эту операцию, они выбрали время, когда советские войска будут присутствовать. Прибывшие офицеры надели на Мэннинга и Грея наручники и отвели их в кабинет командира.
Г-н Наливайко (слева) и его товарищи.
В результате советская разведка получила ложные угрозы и заверения от Госдепартамента. Был зафиксирован крупный скандал. США пришлось отозвать Мэннинга и Грея. В результате, столь популярная программа Red Hat потеряла доверие в глазах западных чиновников.
Надо сказать, что и без этого инцидента рядовые сотрудники американской разведки скептически относились к Red Hat. Они были завербованы без всякого плана. Однако побег или дезертирство "вражеских разведчиков" были нежелательны, поскольку это прервало бы все контакты и сделало бы невозможным предоставление ими информации. Дезертиры были подсказкой для журналистов и пропагандистов, которые говорили: "Смотрите, здесь орудуют шпионы "империи зла"".
Тем не менее, Борис Наливайко не только перехитрил ЦРУ в кафе "Гартенберг", но и показал, что эти шпионы остались верны Родине. Тем временем американцы теряли позиции и стали опасаться вербовки советских агентов.
➡️Нaжмитe тут, чтoбы узнaть пoдрoбнoсти нa oфициaльнoм caйте пpoизвoдитeля⬅️