Не тот случай, когда о мертвом либо хорошее, либо ничего. Это относится к простым людям. Но когда речь идёт о символе эпохи, стоить остановиться и задуматься.
Конечно, эмоции переполняют людей. Тех, кто мог бы с предъявить самый большой счёт ушедшему последнему генсеку, уже нет с нами. Они выстрадали Победу, вывезли на своём хребту страну и мир после жестокой битвы и страшной разрухи.
Они видели торжество Правды и Человека. Они же увидели в 26.12.1991 страшное, подлое и безумное предательство, Они увидели крах и ничтожество, в которое обратилась вчерашняя мощь и величие.
Другие, их как бы наследники - неоднозначны. Одни шипели в очередях на стариков-ветеранов "когда же вы все сдохнете наконец?!". Другие отжимали у них квартиры, сживая их со свету или упекая в дома престарелых. Третьи пили пиво и ржали, когда расстреливали в прямой трансляции Верховный Совет их страны в черном октябре 1993. Эти широкомордые Гайдары стояли по другую сторону баррикад с Гайдаром из 1941-го.
И таких "наследников" были тьмы и тьмы. Сегодня они скорбят у могилы Горбачёва. Ибо им он дал волю, ради них затевал перестройку. Им широким жестом даровал гласность.
В этот бездумный период обрела голос бездна утробного и воинствующего стяжательства. А потом она обрела плоть и пожрала страну.
Те, кто положил свои жизни на алтарь Победы, на великие послевоенные стройки - они либо быстро ушли из жизни в первые послевоенные десятилетия, надорвав силы и здоровье, либо, самые крепкие - просто состарились к 1990-м, ушли из активной обоймы.
А дети, их наследники? Поколение послевоенных детей, опекаемое и оберегаемое, не хотело ничего слышать о противостоянии с Западом, об угрозах и войнах. О пролитой крови и великих страданиях. Они хотели хорошо жить. Чтобы всё было "как у людей". Чтобы работать вполсилы, в НИИНИОЧЁМ, а получать блага, как зажиточный бюргер.
И этому потакала Система. Люди ведь получали огромные блага (каждый живущий в СССР имел ежемесячно в виде общественных фондов благ на 1000 долларов), но не видели их, потому что были слепы.
Давно, очень давно в народ сверху внедрялась и распространялась зараза жажды благ здесь и сейчас. Получив свободу из рук Хрущева, устранив угрозу физической ответственности за преступления, люди Системы занялись главным делом своей жизни - жить поживать, да добра наживать.
Помпезные съезды, громогласное провозглашение успехов и побед, речистые холеные говоруны. Под шумок трибун вершились настоящие дела. И народ это видел. "Ряхи в телевизор не входят" - говорили о неприкасаемых членах. Мерзость стяжательства проникла повсюду. И в госбезопасность, и в армию, и в милицию, и прокуратуру, и в производство. Из Афганистана потекли модные шмотки и бытовая техника. На многих была кровь. Но на это закрывали глаза, никого это не волновало. Ведь не это было главным.
Поэтому перестройка - это была перестройка сознания. Тайное становилось явным. Всем стало понятно, что будет большой передел. Кто успел, того и тапки. Все стояли на низком старте. Какие стройки, какие идеи, когда конкуренты у тебя из-под носа могут увести птицу счастья?
Смог бы Горбачёв сделать один что-либо с этим? Нет. Никогда. Народ не желал ничего слышать о трудностях. Номенклатура хотела спокойствия и собственности. И делала всё возможное, чтобы дискредитировать СССР.
Когда ложь и фальшь сочилась из всех щелей, В.Высоцкий страдал именно от этого.
"Я тогда по полю, вдоль реки.
Света — тьма, нет бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!"
https://www.culture.ru/poems/19691/moya-cyganskaya
Это в чистом виде Реквием по М.С. Горбачёву и его перестройке.
Горбачёв предал ту страну, которая предала саму себя. И сверху, и снизу. Ведь 27.12.1991 не было миллионов людей на площадях городов некогда великой страны. Все готовились резать салаты оливье.
Оливье победил СССР.
Но Горбачёв мог сохранить СССР, если бы....если бы он не был человеком Системы. Если бы он видел и слышал тех, других людей, с которыми он общался по всей стране. Но он, как тетерев на току, слышал только сам себя.
Он был её кровь от крови, плоть от плоти той Системы, которая выгорела, выгнила и вытолкнула на поверхность слабость, безволие и ничтожество.
Люди позднего СССР жили за щитом, построенным волевым страшным усилием поколения Победителей и не понимали, какой ветер дует вокруг. Как только вороватые, ушлые ручки разобрали державный щит на дворовые построечки, этот ветер смел в одночасье и величие, и славу, и гордость. Сегодня сметаются дворовые построечки в благословенной для них Европе. И поделом.
Слабыми, трясущимися от жадности руками, открываются ящики Пандоры. С тех пор, когда первородство продано за чечевичную похлебку, за пиццу Хат, мы топчем железные башмаки, стираем железные посохи, изгрызаем каменные хлеба. И несть им числа.
Но это не оправдание последнего генсека. Он был таким, потому что мы были такими. И вина не только на нём. Она на всех. Просто ему больше всех достаётся, ибо он символ эпохи. Время и История никому ничего не прощает. Суд происходит, рано или поздно.
Неплохой по-человечески человек вымостил благими намерениями дорогу в ад. В настоящий ад. Это касается не только нас, но и всего мира. Америка на очереди. Они молятся на нового Горбачёва, но именно Горби открыл дорогу в тот ад, в который они входят.
То, что Байден обмолвился насчет F-15, уже показывает, как каверны, изъеденные Украиной, глубоко проникли в их сознание. Но Украины не было бы без Горбачёва.
Добро пожаловать в ад, который вы сами создали, а Горби вам дал ключи от него. Но только бойня на Украине будет пасторалью по сравнению с тем, куда вас пригласил Михаил Сергеевич, сдав СССР. Всё только начинается, господа.
И Западу нужно уже не молиться на нового Горбачёва, а просто молиться. По-настоящему. Потому что с Перестройкой не закончилась Холодная Война, сегодня не начинается Третья Мировая, а разгорается Мировая гражданская война. И она уже стучится в двери Америки.
Америка - глобальное сетевое госудаство, Тортуга современности. И гражданское противостояние в Америке - горящая спичка в сухостойном лесу.
Посеевший ветер да пожнет бурю.
P.S. На столетие СССР. Статья А.И.Фурсова: здесь конкретика, адреса, пароли и явки, почему так получилось. И, действительно, я уложился в канву. У Фурсова тоже прозвучал ящик Пандоры. А также он очень хорошо прошелся по беби-бумерам 1960-х. Они предали не только СССР, но и Америку. Поэтому мои ощущения большой, серьезной заварухи, повсеместно не угасают, но усиливаются. Вплоть до Денвера, господа. До Денвера тоже. Не отсидется вам в километровых катакомбах. Солнцепек повсюду, даже в шахтах церкви того, кого к ночи не поминают.