- Она вечно к нему цепляется! Никого не трогает, а его терроризирует! Специально валит, не даёт исправлять отметки. Она его ненавидит! - кричит в мессенджер мама ученика, жалуясь мне, классному руководителю, на злого-презлого предметника.
Иду к предметнику. Пытаюсь выяснить, что там за коса нашла на камень. Называю фамилию, имя, класс.
Предметник долго-долго морщит лоб, пытаясь припомнить, о ком вообще речь. Предметник ведёт биологию в десяти классах, раз в неделю в каждом. Она листает свои журналы, находит наконец нужный класс, находит фамилию, смотрит отметки - рядовые тройки за самостоятельные и тесты, смотрит в журнал внеурочной деятельности, напротив фамилии "затерроризировпнного" - сплошные "энки", то есть не было предпринято ни одной попытки исправления отметок. Предметник напоминает, что внеурочка по вторникам, пусть приходит несчастный и все сдает. Тут же предметник пишет, какой материал подготовить.
- А вот мама ещё говорит, что вы поставили двойку за то, что ученик не принес раскрашенное пасхальное лицо (изо всех сил стараюсь сохранить на лице каменную серьезность).
Брови предметника ползут вверх:
- Какое яйцо, простите?
- Пасхальное, - говорю, - Дарвин бы явно не одобрил. Может, человек не понял? Может, надо было принести яйцо динозавра? Из пластилина, допустим.
- Бред какой-то, - бубнит предметник, снова зарываясь в журнал. - Так у него и двоек же нет ни одной, одни тройки.
- Может, мама перепутала? Может, яйцо требовалось на математику? Или на геометрию. Сферы там, то-се. Так вы его, это самое, не ненавидите?
- Слушайте, у меня все расписано, окошко, если постараться, можно найти в четверг между шестым и седьмым, - привычно объясняет предметник. - Вот между шестым и седьмым я могу выделить десять минут.
- На ненависть?
- На консультацию! Если ему во вторник вообще никак.
Я часто слышу о педагогах, которые до дрожи, до умопомрачения ненавидят детей. Вот так изнутри школьной кухни выглядит среднестатистический учитель, который "ненавидит".
Что в этой связи хочется сказать родителям? Банальное. Ненависть - это очень сильное чувство - расходовать его на рядового ученика слишком дорого. Это у вас дети одни-единственные, а у предметников их 100-200 человек, бывает и 300. Если воевать даже с каждым десятым - поехать крышей можно очень-очень скоро.
Разумеется, учителя, как и все люди, разные. Есть талантливые, а есть посредственные, есть энтузиасты, а есть выгоревшие и равнодушные, есть чуткие и внимательные, а есть раздражительные и даже злые. Большинство из них не переходят каких-то жёстких границ, не нарушают закон. А если кто-то границы переходит, то это случаи экстраординарные, с ними можно работать, и вероятность хорошего исхода для детей и родителей выше, чем для учителя.
Важно понимать вот что. Человек поступает так, как привык, таким образом, при котором психологическая нагрузка для него минимальна. Большинство людей, например, хамят и оскорбляют других людей не потому, что хотят нахамить и оскорбить, а от общей распущенности, потому что не могут иначе. Это настолько вошло в их жизнь, что они, собственно, не понимают, что вообще не так.
Если же учитель оскорбляет детей, в большинстве случаев это очень легко зафиксировать. Потому что:
а) он будет оскорблять примерно всех, или очень многих;
б) он не будет заботиться о том, чтобы оскорблять одного ученика без свидетелей, чтобы его не записали на диктофон.
То же самое, если учитель несправедливо оценивает, не объясняет тему, а пьет на уроке чай, орет... Ну и что там ещё?
В таких случаях всегда есть с кем объединиться в инициативную группу и, как правило, нетрудно, собрать материал. В 9 случаях из 10 не придется даже никуда идти дальше директора, проблема решится (но, повторю, при условии, если будет хоть какой-то материал, а с ним-то чаще всего и проблема).
Отъявленные садисты, которых не поймать, до того они хитрые, до того они умеют прикинуться ангелом во плоти, и прочие волки в овечьей шкуре - феномен исключительно редкий.
Чаще всего конфликты между детьми и учителями, родителями и учителями и вовсе вырастают из-за непонимания, из-за непонимания того, что педагоги не ответственны за большинство проблем современной системы образования. Из-за нежелания вникать в то, почему в этой системе все так криво работает. И из-за общего нервного фона нашей грустной жизни. Заискрило где-то случайно и разгорелось. Причем в каждой отдельной голове полыхает что-то своё. Хотя пожары эти никому не нужны. Это невероятно энергоемкое предприятие, психике такое обходится очень дорого. По собственной инициативе никто, кроме маньяков, в такое не впишется.
Резюме? Что ж, для особо уязвленных повторю. Дорогие люди! В образовании, равно как и во всех других сферах, никто не хочет с вами воевать, никто вас не ненавидит. Люди просто делают свою работу, кто-то хорошо, потому что любит свое дело, кто-то не очень, потому что все до чёртиков надоело, но персонально до вас большинству вообще нет никакого дела. Я понимаю, это печально, уж лучше бы ненавидели, чем безразличие. Но правда жизни такова: тратить свою жизнь на то, чтобы испортить вашу - это глупость несусветная.