Первая часть здесь.
Середина маршрута. С утра Кострома, самая дальняя точка, дальше пойдем по Волге обратно, вверх.
Обычно, в любом городе в конце обзорной экскурсии дают время самому походить по центру города, а кто хочет, и прикупить сувениров. Здесь всё было не так. Ипатьевский монастырь, одна из достопримечательностей, находится на окраине города, а остальные объекты этой экскурсии в центре. Почему не отвезти сначала в монастырь, а потом в центр? Вместо этого нас привезли на центральную площадь, мы постояли на ней, поехали на автобусе же в женский монастырь, хотя он в 200 метрах... Сам монастырь закрыт для посещения, можно только зайти в собор, посмотреть на знаменитую Чудотворную Феодоровскую Икону Божией Матери (снимать ее запрещено).
Затем нам выделили свободное время — чисто на сувениры, в лавках рядом, и на Дом Снегурочки. А уж потом в Ипатьевский монастырь. А город? Красивые торговые ряды остались, как и все прочее: набережная и др., за кадром. «Почему? - Такая у нас программа экскурсии» - был лаконичный ответ экскурсовода. Вот я и спрашиваю, почему она такая? Опять мы пошли гулять сами. Спасло то, что незадолго до этого я был в Костроме, показал ее сам. Весь центр посмотрели.
Главный собор, колокольня которого каждый час играет мелодию Глинки, сейчас на реконструкции, так же как и парк вокруг. На фото - лучший вид колокольни, ниже (за деревьями не видно) все еще ремонтируют
Есть аллея выдающихся людей, на ней помимо писателей, архитекторов, еще и цари. Прямо по фильму «Очень приятно, царь».
Даже кофе в центре попили, да не простой, можно выбрать из 20 сортов, часто редких. Дают песочные часы, кофе должен три минуты настояться и отстояться.
А Ипатьевский монастырь, в любом случае, лучше смотрится с реки.
В 16:30 в этот же день мы в Ярославле.
По сути, не переведя дух после Костромы, лишь пообедав. Не первый раз мы в этом городе, хотя уже несколько лет как не были. Хотелось посмотреть, как он изменился. Опять ГОРОДА мы не увидели.
Храм Иоанна Предтечи — отлично!
А что еще? А ничего... Походили по Спасо-Преображенскому монастырю, без посещений зданий, прошлись по стрелке.
Долго обсуждали новодел — Успенский собор. Пожалуй, и всё о городе... Зато много отсебятины от гида, его представлений о жизни. В этот раз, к сожалению, я увидел другой Ярославль, невнятный. Конечно, Ярославль — крупный город, нельзя объять необъятное... Это ясно, но уж такой «обзор» - это совсем... И конечно, ко времени отхода в 20:30 все туристы были вымотаны «знакомством» с двумя большими городами. Ничего, приедем в Ярославль на поезде и все посмотрим. А сейчас, до свидания, Ярославль!
Предпоследний день. В 10:00 пришли в Коприно, зеленая стоянка.
Неплохая идея — иметь зеленую стоянку, посидеть на берегу, среди природы, покупаться. Если погода хорошая, конечно, а с ней нам необыкновенно повезло. Искупался.
Место — отличное, близко от Рыбинска, природа замечательная, территорию стремительно осваивают: есть парк-отель со СПА и пр. Чтобы туристы с теплохода не скучали, предлагаются две экскурсии в ближайшие деревни: этно-деревню Тыгыдым и в настоящую деревню Погорелка. Про этно-деревню ничего сказать не могу, кто был, тем понравилось, но такие места — на любителей. А вот музей в Погорелке исключительно хорош. Общее мнение, всех, кто был с нами. Лучшее впечатление от всего круиза.
Была в деревне старая школа, крепкое здание, простояло 150 лет. Решили строить новую школу, побольше, а что с этим зданием делать? Оно еще столько же простоит. И родилась прекрасная мысль: сделать музей. Казалось бы, что тут такого? Вопрос — какой музей и сколько души вкладывать. Отремонтировали, подновили здание — ничего не рушили и не добавляли, чистая косметика. Сделали музей «Золотая рукавичка», название — с отсылкой на известного певца-уроженца этих мест, который получил этот подарок от царя. Но главное — что в музее.
Конечно, обыграна тема рукавичек, их много разных типов и видов.
А еще есть тематические комнаты: сказки, пословицы, поговорки, загадки, мудрые высказывания.
Помните картину Питера Брейгеля Старшего «Нидерландские пословицы»? Вот и здесь фигурками на поле представлены полтора десятка пословиц, поговорок
Всё с выдумкой, народный стиль — и не китч, как это часто бывает! Все экспонаты созданы руками местных жителей.
А еще нам показали, как сделать сыр в домашних условиях, дали попробовать.
Экскурсию вела директор музея, человек, влюбленный в свое дело. Да вот только на экскурсии нас было всего 12 человек, почему-то плохо пропагандируют ее организаторы круизов. Этно-деревня, куда большинство поехало — тоже неплохо, но этот музей уникален.
Вся наша группа — в восторге.
И рассуждение. Я поговорил с директором музея, как все это создавалось. Конечно, была поддержка местной администрации, на начальном этапе без этого не обойтись. А дальше народная инициатива, не обеднела талантами русская земля. По результатам видно, что все сделано с любовью.
И в этот же день — Мышкин, конечный пункт круиза. Мыши встречают прямо на пристани.
Мышкинцы очень неплохо раскрутили себя, а население-то всего 5,5 тыс (в Тутаеве почти 40 тыс, для сравнения). Все корабли пристают, отелей много, даже музеев, включая частные, более 20.
Но долго в маленьком городе делать нечего. Посмотреть его часа два-три, купить рыбы, сувениров — и дальше в путь. Такой формат и выбран, много теплоходов пристает.
Опять нам не повезло с экскурсией. Мы выбрали общую «Мышкин купеческий», познакомиться с городом. Для первого раза, что лучше? Не в Дворец Мыши же? Экскурсия оказалась абсолютно бестолковой. Города мы не увидели. Завели нас в имение купца Чистова, долго водили по основному зданию, теперь это библиотека, потом по амбарам и лавкам, где собрана разная утварь: плотников, шорников, мельников и т.п. Затем прошли в собор, это 100 метров от имения и позже в картинную галерею.
Узнав, что это последняя точка нашей экскурсии, мы пошли по городу сами — и хоть что-то посмотрели. Отличный парк для такого маленького города, ухоженный.
Видели музей старой техники: автомобили, мотоциклы, трактора. Сами не зашли, а наша соседка по столу зашла и была в полном восторге.
Прошлись не по самой шумной улице К.Либкнехта — Рыбинской, а по Угличской. Другое дело, много старинных подновленных домов с магазинчиками, есть и новоделы — Мышкины палаты.
Ну, так и в Москве рядом с Коломенским вон какие дворцы отгрохали. Пройдя по этой улице и чуть по набережной (на мой взгляд несоразмерно большой для такого маленького города), мы получили представление о городе, но опять-таки не благодаря экскурсоводу, а вопреки.
Вечером капитанский ужин — и в Москву. Меню и качество еды капитанского ужина от обычных ужинов в лучшую сторону не сильно отличались. Но бокал игристого налили.
От Мышкина до Северного Речного вокзала шли более суток, помните, что писал про скучную часть пути, по каналу?
Теперь итоговые размышления о круизах
Сугубо субъективные. Нам нравится путешествовать — именно шествовать по пути — а не пребывать, сидеть долго на одном месте. Конечно, если город крупный, в нем надо провести несколько дней. Но это скорее довод в мою пользу: в этом городе много РАЗНЫХ мест, разноплановых, это все равно, что посетить несколько городов. Мы не сидим на одном месте, не лежим на пляже днями — скучно.
Долго собирались в круиз. Вроде как все совпадает: на одном месте не сидишь, картина за бортом меняется, посещаешь много мест. В общем, верно. Только вот: так, да не так. Замкнутое пространство корабля ограничивает. Если в своем путешествии мы останавливаемся в каком-либо городе, то можем, скажем вечером, прогуляться и окунуться в его атмосферу, а часто и найти еще что-то интересное в дополнение к запланированным ранее точкам. А что делать вечером на корабле, в какую атмосферу окунуться? Первые день-два — знакомство с кораблем и пр. А дальше? Вот и устраивают в круизах всяческие развлечения, концерты, конкурсы. Ничего не имею против, надо занимать людей, но какое это имеет отношение к путешествиям? Одно дело ходить на выступления местных артистов в посещаемых городах, каждый раз разные, и совсем другое — слушать корабельных.
Основные претензии у нас к экскурсиям. Во-первых, неразумно в один день иметь стоянки и экскурсии в двух крупных, областных городах: Кострома и Ярославль. В каждом по 4 часа. Мешанина в головах у туристов полная. Это не мои впечатления, я был и в Ярославле, и в Костроме, в последней совсем недавно, а других туристов. И как писал, города ни там, ни там не показали, мы брали ОБЗОРНЫЕ экскурсии, но городов не обозрели.
Все стоянки 3-4 часа. Для маленького городка даже много, для большого — мало. Но не это главное. Экскурсии, вот беда. Их составляют исходя из предпочтений круизной компании и местных турагентств, денежных, думаю, в первую очередь. По опыту этого круиза — абсолютно не для нас эти экскурсии, интересы перпендикулярные. Про уровень гидов умолчу, на них, видимо, экономят. Да, можно сказать: ходите сами, одни, без экскурсий, в чем дело? Верно, но тогда зачем с меня взяли за экскурсии деньги? И потом: 3-4 часа мало, даже если все заранее запланируешь, по городу надо просто бегом, а в крупном - нужен транспорт. Какая там атмосфера города... Кроме самых маленьких городков, например, для Мышкина этого бы хватило.
Про круизы. Узнаешь Россию. Это не поезд, корабль не мчится, можно все рассмотреть. И многие старинные города основаны на реках. Однако, движение по каналу далеко не так интересно. Виды не такие, понятно. Шлюзование познавательно, но пару раз. Ясно, что из Москвы на Волгу или на другие реки кроме как по каналу не доберешься. Но может имеет смысл рассмотреть круизы чисто по рекам, а до и от конечных точек добираться по другому. Особенно это сказывается на обратном пути. На пути «туда» все в новинку, осматриваешь теплоход, знакомишься с программой и проходит легче. А на пути «обратно» отбываешь номер. Длинный отрезок без остановок, в нашем случае более суток, в замкнутом пространстве корабля, за несколько дней многократно пропаханом, трудно назвать завлекательным. Естественно, многое зависит от интересов, образа жизни человека. Если нравится лежать на пляже часами, то и на палубе теплохода неплохо.
Резюмирую. Как отдых, в смысле отвлечения от повседневности — вполне приемлем, если вас не тяготит ограниченное пространство. В чем-то похож на отдых в турецком отеле все (почти) включено: думать ни о чем не надо, кормят, поят (слегка), развлекают (как-то). Экскурсии, кстати, весьма похожи на турецкие по бестолковости (был грех, жили один раз в отеле в Анталье, можем сравнить). Ну и конечно, всегда можно сказать: я столько городов посетил. И селфи показать. Посетил, скорее «проскочил», но всё лучше, чем ничего.
Но есть и большой плюс круизов: узнаешь Россию, как в никаком другом путешествии. Медленное, неспешное движение по самой русской реке, действительно Волге-матушке России, прекрасные виды. И не только природные, впечатление от старинных городов совсем другое: не я первый заметил, что многие города именно так и надо смотреть, с воды, так они и строились.
Безусловно, только так, с борта теплохода, Россию — да и никакую страну — не узнаешь. Для этого надо проехать по не главным, «проселочным» дорогам, пожить в небольших домашних отелях или домах. Побродить по улицам, посидеть в кафешках или барах (да, сейчас в наших городах кафешек много) - попробовать местных кушаний, пройтись по рынку, словом, окунуться в местную жизнь. Вот этого круиз не дает, да и не может дать. Но в качестве первого знакомства с этой частью России: великой рекой и древними городами на ней, ее природой — выступает отлично.
И в самом конце. Вот уж точно, last but not least. Сколько это стоило. Абсолютных цифр сообщать не буду, относительные нагляднее. В конце 2016 года мы летали в Аргентину, писал об этом здесь. С дорогой — перелеты длинные — путешествие в Аргентину заняло три недели (22 дня). Сейчас круиз длился 5 суток и 4 часа: с 20 по 25 августа. В обеих поездках включил все затраты за время поездок. Сравнил по стоимости в день (в аргентинскую поездку включена стоимость перелетов в Аргентину и других перемещений, отелей у нас в поездке ниже 4* не было, двухдневный винный тур, еще и в Монтевидео заехали...). Так вот — Аргентина дешевле на 30%. Да, шесть лет назад, да, инфляция, да, брали этот круиз в последний момент, да, да, да, но... «Ни на что не намекаю»...