В 1957 году пришло время в очередной раз усовершенствовать модель, ведущую свою родословную от родстера 1948 года Jaguar XK120.
К этому времени и его модернизированная версия ХК140 успела немного устареть. На сцене появлялись новые сильные соперники таких марок как Aston-Martin, Lagonda, Alvis, Jensen, Bristol, Maserati, Mercedes-Benz, Chevrolet Corvette.
Чтобы серия ХК достойно выглядела на их фоне, компания Jaguar внесла значительные изменения в уже немолодую конструкцию. Но стал ли новый автомобиль лучше и совершеннее своих предшественников или он растерял что-то ценное по ходу обновления? Давайте разбираться.
Сначала, в мае 1957 года, появилось закрытое купе, а родстер поступил в продажу лишь в марте следующего года. Технических изменений было не так уж и много.
Самым заметным стало появление эффективных дисковых тормозов Dunlop с сервоприводом на всех колесах (чуть ли не впервые в мире на серийной машине). Впрочем, базовые версии можно было оснастить и старыми барабанными тормозами – но неизвестно, были ли выпущены такие версии. В остальном шасси, уже весьма консервативное к тому времени, осталось без изменений. Рулевое управление, подвеска остались прежними. Путем небольших изменений инженерам удалось добиться большей жесткости шасси.
Двигатель по-прежнему был 6-цилиндровым объемом 3,4 л, но мощность базовой версии благодаря новой головке блока составляла уже 190 л.с. Хотя, по логике компании, цифры “150” в названии должны были отражать максимальную скорость в милях/час – 150 миль/ч или же 240 км/ч, в реальности динамические качества почти не изменились по сравнению с прежним ХК140 – максимальная скорость составляла 198 км/ч, а до 60 миль/ч машина разгонялась за 8,4 с. Одновременно на машину ставили более мощный двигатель Blue Top мощностью 210 л.с. для исполнения XK150 SE, максимальная скорость которой составляла 210 км/ч.
Куда заметнее были изменения во внешности. Машина стала выглядеть заметно солиднее, немного растеряв былое изящество линий.
Боковая плавная линия между передними и задними крыльями поднялась до уровня окон, в результате чего салон стал ощутимо просторнее в плечах (на 10 см! на минуточку). Стала шире решетка радиатора, да и капот тоже расширился. Лобовое стекло наконец-то стало цельным и гнутым, линия крыши у купе стала выше, а у кабриолета стали выше боковые стекла.
У родстеров впервые появились стеклоподъемники в дверях. Внешность стала менее стройной и более пышной. Автомобиль был по-прежнему красив и притягателен, но для конца 1950-х годов выглядел уже слегка старомодным. Впрочем, для английских марок консерватизм никогда не был недостатком.
Размеры машины изменились несильно. Колесная база осталось такой же, длина выросла до 4496 мм, ширина даже уменьшилась до 1580 мм, высота выросла до 1397 мм. Вместе с тем и масса родстера выросла до 1346 кг, а купе – до 1498 кг, несмотря на то, что капот и крышка багажника были сделаны из алюминия.
Улучшилась отделка салона – появилась обивка из винила, которая считалась шикарной в те годы. Передняя панель сначала была алюминиевой, позже — отделывалась кожей. Верх дверей теперь тоже отделывался кожей вместо орехового шпона. Профиль передних сидений по-прежнему был простецким, а на заднем ряду было всё так же тесно.
Jaguar серии “XK” всегда занимали выгодную нишу на рынке. Они никогда не были дешевыми, но при этом стоили заметно меньше своих соперников. Это давало большие преимущества в привлечении большого количества покупателей. Так, в 1958 году Jaguar XK150 SE стоил в Великобритании 2007 фунтов стерлингов, это было примерно вдвое меньше, чем просили за Aston-Martin DB2/4 или Mercedes-Benz 300SL. Схожее по параметрам роскошное купе Jensen 541R в том же году стоило 2866 фунтов. Неудивительно, что в классе дорогих скоростных купе и родстеров Jaguar серии “XK” пользовался такой популярностью.
В 1959 году автомобиль наконец обрел более подходящий ему мощный двигатель. На версиях “S”/”SE” дебютировал двигатель увеличенного до 3781 см3 объема, а его мощность благодаря двум или трем карбюраторам составляла солидные 220 или 265 л.с. соответственно. Заметно выросли и динамические показатели – максимальная скорость купе версии “S” возросла до 217 км/ч, снова вернув модель в стан наиболее быстрых машин на рынке. Время разгона до 60 миль/ч занимало 7,2 с, а средний расход топлива составлял 12,8 л/100 км. Максимальная скорость купе версии “SЕ” была 227 км/ч.
Одновременно с этим мощность мотора объемом 3,4 л была повышена до 250 л.с., эта версия называлась “3.4S”. Максимальная скорость – 220 км/ч. В 1959 году стоимость этой версии составляла 2110 фунтов.
Главное серия ХК150 сумела сохранить – замечательные ходовые качества, на этот раз усиленные дисковыми тормозами. Могучий двигатель можно было полюбить уже только за один его звук – бархатистый бас, в зависимости от положения педали акселератора он урчит, подвывает или рычит.
Мотор был тяговитым на любой скорости и при любых оборотах, включая “низы”. Единственное, что ему не по душе – это долгое движение на низкой скорости. Так что пробки – точно не для Ягуаров серии ХК.
Запаса мощности у машины хватало, чтобы двигаться в большинстве режимов на высшей передаче! Сцепление работало плавно, а тормоза были надежными и эффективными, и по сей день они не воспринимаются устаревшими.
Рулевое управление, пусть и слегка тяжеловатое, было прекрасно сбалансировано. В поворотах и при движении на большой скорости поведение машины можно назвать безупречным по меркам тех лет. При этом ХК150 обеспечивал завидную плавность хода. Хотя, если ХК150 сравнить с предшественниками ХК120 и ХК140, можно отметить, что из чистокровного спортсмена новая модель немного сместилась в класс “Гран Туризмо”, став тяжелее и комфортнее.
Серия ХК150 выпускалась до 1961 года, когда ей на смену пришло новое невероятное купе E-Type. Всего за 4 года было выпущено 9398 Jaguar XK150, самым популярным вариантом стало купе – сделали 4445 штук. Кабриолетов выпустили 2672, а родстеров меньше всего – 2265 машин.
ХК150 стала достойным финальным аккордом серии “ХК”, успешно аккумулировав опыт и знания конструкторов и инженеров Jaguar в деле создания скоростных дорожных моделей.
Автор текста: Anderson1977