Мое знакомство с творчеством Стивена Кинга началось не с кино, как у многих, и не с «Мертвой зоны», «Худеющего» или «Кладбища домашних животных», которые были больше популярных в начале девяностых. Первой моей книгой автора стала «Воспламеняющая взглядом» в черной обложке минского издания 1992 года. И одной из первых экранизаций Кинга, мною увиденных, стала именно она.
Работа не самого успешного, но подарившего один из культовых для отечественного зрителя фильмов, режиссера, вышла в очень урожайный на культовые ленты 1984 год и снята за довольно большие деньги. Для примера – легендарный «Терминатор» имел вдвое меньший бюджет, «Полицейская академия» - втрое, а «Кошмар на улице Вязов» - почти в десять раз меньший. Дико успешный в прокате «Полицейский из Беверли-Хиллс» имел почти равный бюджет – 14 миллионов против 15 миллионов у «Воспламеняющей». Чуть меньший, в 10 миллионов, бюджет имел просто успешный «Роман с камнем», и даже не стоит вспоминать про таких высокобюджетных одногодков, как «Индиана Джонс и Храм судьбы» и «Охотники за приведениями». Но успеха даже не таких дорогих фильмов лента Марка Лестера не имел.
«Воспламеняющая взглядом» даже сегодня очень хорошо смотрится. И тут дело не только в потомственной актрисе Дрю Берримор, бесподобно сыгравшей дитя, наделенной огромной силой и постигающей ее тяжесть сквозь весь фильм, и весьма умелых спецэффектах. Самое главное в том, что фильм снят близко к первоисточнику, спокойно, логично, с довольно глубокой моралью и четкими противопоставлениями. В нем нет проходных сцен, нет лишних персонажей и никакой сиюминутной ажиотажной специфики.
Увы, у нас она позиционировалась как фильм ужасов, тогда как ужаса там нет и в помине. Есть ужас отдельных персонажей, но зрителя это не пугает. Это триллер и, как и положено представителю этого жанра, держит в напряжении и заставляет сильно сопереживать героям. Именно это, а не пугающий дар девочки Чарли, вынесенный в название, является самым страшным в фильме. И именно поэтому название-спойлер нисколько не мешало ни роману, ни фильму – интрига не в этом.
Как и большинство фильмов той эпохи, эпохи стыка нового Голливуда и эпохи кино 90-х, «Воспламеняющая взглядом» смотрится немного наивно. Сейчас многие моменты кажутся немного утрированным, но надо учитывать и то, что тогда было такое время. И с пониманием этого картина смотрится вполне гармонично. Так что если вы ее не видели, или смотрели тридцать лет назад – посмотрите. Уверен, вам как минимум не посетит желание выключить. А скорее всего, даже понравится.