Найти тему
Мэрия Казани

Прибыльное хобби, сарафанное радио и гранты Мэрии на развитие дела: как трудятся самозанятые Казани

Оглавление
Фото: Город Казань KZN.RU
Фото: Город Казань KZN.RU

30 августа, в День Республики Татарстан и города Казани, у стен Кремля самозанятые установили рекорд на самый длинный в России торговый прилавок, протяженность которого составила 245,5 метра. Это событие стало своеобразным итогом эксперимента по введению в 2019 году специального налогового режима – налога на профессиональный доход. Опыт оказался удачным: с каждым годом число самозанятых в республике и ее столице увеличивается – сейчас в Татарстане их насчитывается более 208 тысяч, а в Казани – более 67 тысяч.

Портал KZN.RU спросил у горожан, которые решили трудиться на себя, почему они выбрали новый налоговый статус, каковы его преимущества и недостатки и как можно улучшить программу поддержки самозанятых. Своим мнением поделились основательница школы рукоделия Мира Рахмат и владелец кожевенной мастерской Павел Павлов.

Мира Рахмат: «Самозанятым, которые трудятся над сохранением татарской культуры, нужна адресная поддержка»

Свой первый мастер-класс Мира Рахмат организовала 31 января этого года, а уже два дня спустя зарегистрировалась в качестве самозанятой. Ее школа татарских традиционных ремесел Qul eşe знакомит казанцев с культурой народа, в ней обучают основным техникам рукоделия – кожаной мозаике, вышивке и ткачеству. «Мы видим ценность в развитии ремесел, которые издревле были важной составляющей татарской культуры», – говорит Мира Рахмат.

-2

Свое решение зарегистрироваться в качестве самозанятой она объясняет наличием льготной ставки налога и отсутствием проверок. «Сложно оформлять ИП, когда нет уверенности в прибыльности дела, поэтому пока я работаю в статусе самозанятой, – отмечает основательница школы. – Я понимаю, что честна перед государством и не нарушаю закон».

Свой первый бизнес Мира Рахмат начала еще в 2014 году, тогда она занималась созданием одежды с национальными элементами. «Национальная тематика оставалась для меня интересной, и позже это вылилось в создание школы. Мне кажется, моя миссия – делать все не как у всех и развивать культуру татарского народа», – говорит самозанятая. К открытию Qul eşe она шла несколько лет, идея появилась еще в 2019 году, но ее реализацию пришлось отложить из-за рождения ребенка, а затем из-за пандемии коронавируса. За 4 года Мира Рахмат не только укрепилась в своем желании открыть школу, но и изучила новый налоговый режим – прошла обучение в нескольких акселераторах в центре «Мой бизнес», где познакомилась с единомышленниками.

За 7 месяцев школа татарских ремесел набрала популярность, а Мире Рахмат удалось найти подходящее для аренды помещение в Старо-Татарской слободе. «До этого нам приходилось проводить мастер-классы в студиях, которые мы снимали на несколько часов – это было очень неудобно. Успех развития школы и слаженная работа зависят в том числе от своего пространства. Я бы тоже несерьезно относилась к школе без своего помещения», – говорит Мира Рахмат. Теперь школа располагается на первом этаже исторического здания XIX века в центре Казани. С улицы через большие окна можно увидеть на стенах вышитые картины, на подоконниках – изделия ручной работы. «Работая в помещении, можно заметить заинтересованных прохожих, которые заглядывают в окна и наблюдают. Такая обстановка напоминает открытые студии в Париже – ими я и вдохновилась», – вспоминает основательницы школы.

-3

На сегодня школа традиционных татарских ремесел организовала порядка 45 мастер-классов, которые посетили около 300 человек. По словам Миры Рахмат, это небольшие цифры, но для такого необычного формата досуга – хороший результат. Подобные занятия нигде не поставлены на поток, поэтому школа дорожит каждым посетителем. «Я вижу, что многие не относятся к школе серьезно, воспринимают это как хобби. В Европе такие школы развиваются быстрее, а в России у нас пока нет примера для подражания», – говорит Мира Рахмат.

По ее словам, сейчас самая благодарная аудитория на мастер-классах – представители старшего поколения. «Они понимают, что ручной труд забывается и после них может ничего не остаться, если ремесла не возродить», – делится самозанятая. У нее есть осознание того, что для развития техник народного творчества важно заинтересовать молодежь, поэтому старается вводить разные форматы мастер-классов и учит использовать полученные навыки и готовые изделия в повседневной жизни. К примеру, вышитый узор в пяльцах можно повесить на стену, а из кожи сделать брелок для ключей или панно, кроме того, часто на мастер-классах у участников есть возможность украсить бисером свою одежду. Сейчас основательница школы старается взаимодействовать с экскурсоводами, чтобы привлечь к мастер-классам туристов. «Они будут увозить с собой не сувенир, а мастерство – это ценнее и останется на всю жизнь», – говорит самозанятая.

Основная аудитория школы – женщины около 35 лет. Как правило, участницы мастер-классов приходят с желанием приблизиться к истории своего народа через ремесла. По словам Миры Рахмат, в этом есть большой ресурс, потенциал развития, и в этом заключается смысл работы школы. Занятия в школе постоянно совершенствуются, учащиеся не только осваивают техники, но и узнают интересные факты об истории татар.

Сейчас в школе активно проходят мастер-классы, но так было не всегда. «В марте в деятельности школы ощущалась дыра, люди старались думать о своих главных потребностях, а досуг волновал горожан в меньшей степени. Это, конечно, мешало развитию, школе тогда не было и месяца», – вспоминает Мира Рахмат. По ее словам, в какой-то момент люди захотели объединяться по интересам, чтобы отвлекаться от рутины и обыденности, тогда все встало на свои места.

-4

Существенно повлияла на развитие школы и блокировка одной из популярных социальных сетей, где в большей степени рассказывалось о буднях Qul eşe, проводилась регистрация на мастер-классы. «Пользователи ушли из соцсети, поэтому упали охваты. Чаще всего о нашей школе узнавали именно оттуда, а сейчас нужно изучать другие площадки, на что не хватает времени», – рассказывает самозанятая.

Чтобы проводить мастер-классы, Мира Рахмат закупила станки, ткацкие рамы и ткань, кожу, пяльца, бисер и многое другое оборудование и материалы. «Пока повышения цен я не ощутила, потому что приобрела сразу большое количество оборудования и расходных материалов», – делится Мира Рахмат.

Самозанятые из Казани могут рассчитывать на помощь Центра поддержки самозанятых. Благодаря этому центру Мира Рахмат несколько раз участвовала в маркетах, в том числе в Москве. К примеру, одно из первых мероприятий, где школа Qul eşe провела мастер-классы, была «Сфера маркет», а из последних – Московский гастрономический фестиваль. По словам основательницы школы, такие мероприятия полезны, но самозанятым, которые трудятся над сохранением татарской культуры, нужна более глобальная и адресная поддержка. «От государства я жду помощи c помещением – те офисы, которые предлагаются в рамках программы льготной аренды, школе не подходят. Кроме того, хорошей поддержкой могла бы быть реклама, к примеру, от госкомитета туризма, чтобы привлечь к мастер-классам гостей столицы», – отметила самозанятая.

Павел Павлов: «Мне приходится ночью рекламировать свое производство»

Свою историю о самозанятости рассказал и основатель кожевенной мастерской Павел Павлов. По новому налоговому режиму он трудится с июня 2019 года, а изделия из кожи начал делать задолго до этого. «Параллельно с основной работой я увлекся кожевенным ремеслом и начал изготавливать подарки для друзей. Постепенно хобби начало приносить доход, у меня появились корпоративные клиенты. После заказов от организаций и возникла мысль оформить дело официально», – вспоминает Павел Павлов.

-5

На сегодня у себя в мастерской наш герой проводит мастер-классы и делает кожаные браслеты, брелоки, обложки для документов, блокноты, ремни, сумки и гамаки, часы, абажуры, шашлычницы и винницы, подставки для посуды и многое другое. Единственное, что не шьет самозанятый – это обувь. «Не успеваю погрузиться в процесс», – говорит Павел Павлов.

Все изделия кожевник создает у себя в мастерской – помещение он снимает уже 4 года, здесь же проводит обучающие занятия. «Когда я открывал мастерскую, я хотел создать пространство, куда смогут приходить единомышленники, чтобы что-то обсудить, поработать, изготовить изделия самостоятельно», – поделился самозанятый.

Со временем изделия Павла Павлова набрали популярность, поэтому возникла необходимость заменить ручной труд на машинный – закупить швейные станки. В этом ему помогла победа в грантовом конкурсе, организатором которого была Мэрия Казани. «О гранте я узнал случайно, собрал небольшой пакет документов и подал заявку. В итоге стал одним из ста победителей и получил почти сто тысяч рублей. На грант я купил два станка, и теперь многие изделия шью на них», – рассказывает Павел Павлов.

«У самозанятых одна проблема – единственные руки и 24 часа в сутках. Проблему с производительностью я решил, но продать изделия не так просто. Днем я шью, а ночью пытаюсь рекламироваться, хотя навыков настройки и покупки рекламы у меня нет», – отметил кожевник.

-6

В продвижении бренда и привлечении новых клиентов помогают ярмарки, где самозанятые могут бесплатно выставить свою продукцию. Павел Павлов часто участвует в таких мероприятиях, а информацию о них узнает в группе единомышленников, созданной казанским центром поддержки самозанятых. «Ярмарки – хорошая альтернатива собственному магазину. Многие площадки положительно себя зарекомендовали, но не везде торговля идет активно. Кроме того, продавать и производить одновременно невозможно, поэтому доход от работы дома или на ярмарке существенно не отличается», – отметил Павел Павлов.

В чате самозанятых участники могут не только узнать о мерах поддержки, но и обсудить актуальные темы. Проблемы с рекламой у Павла Павлова, как и у Миры Рахмат, остро проявились после закрытия одной из социальных сетей, где у многих самозанятых были настроены продажи. «Закрылся один из основных каналов продаж, что нас очень печалит. Стараюсь освоить «Вконтакте», но там своя специфика и логика. Сейчас спасает сарафанное радио и наработанная база клиентов», – говорит Павел Павлов. Кроме того, для решения проблемы самозанятый воспользовался возможностью обучиться работе на маркетплейсах и уже продал несколько позиций на одной из площадок. «Маркетплейсы – хорошая возможность реализовать товар, но для работы с сайтом тоже нужно время, чтобы размещать товар, играть с ценами, поэтому, как минимум, нужно работать в паре», – поделился самозанятый.

Закрытая соцсеть как один из каналов продаж – не единственная трудность, с которой столкнулся Павел Павлов. Цены на расходные материалы повысились примерно на 30%, в марте по заказам была пауза, кроме того, теперь невозможно принимать заказы от жителей других стран. «При этом цены на свои товары я повысить не могу. Чтобы продавать дорого, нужно быть раскрученным брендом, о котором все знают. Ты должен о себе заявить, а реклама – целое направление деятельности. Маркетологи не шьют по ночам, а мне приходится ночью раскручивать свое производство. Поэтому нет возможности поднимать цены», – рассказал создатель мастерской.

-7

В таких реалиях государственные меры поддержки особенно актуальны, однако о них необходимо больше рассказывать, считает Павел Павлов. «70% самозанятых не знают о реализуемых программах, а те, кто знает, боятся ими воспользоваться», – говорит самозанятый. Он предложил при регистрации самозанятых направлять им рассылку с памятками обо всех возможных мерах поддержки, каналах, которые публикуют новости о самозанятости и перечнем организаций, к которым можно обратиться за помощью. «При регистрации мы обезличены и предоставлены сами себе, поэтому многие не знают о преференциях. Для большинства из нас работа центра поддержки самозанятых является открытием», – отметил кожевник.

По словам Павла Павлова, самозанятость – это тот же бизнес, поэтому быть в курсе всех льгот – это забота самих самозанятых. «Но если государство будет больше обращать внимание на самозанятых, больше участвовать в их жизни, они от этого только выиграют – самозанятые платят налоги, а если они будут развиваться, отчисления в бюджет будут только увеличиваться», – резюмировал основатель кожевенной мастерской.

Напомним, самозанятым доступны финансовые и образовательные меры поддержки. Узнать подробности можно по ссылке. Кроме того, информацию о самозанятости и преференциях предоставляют в АНО «Центр поддержки самозанятых».

Фото: из личного архива Павла Павлова и Миры Рахмат