Найти тему

Марина Степнова. Сад

Сегодня - день рождения замечательной Марины Степновой! Значит, у меня есть повод выложить отзыв на роман Степновой "Сад" (2020). Написано два года назад, сразу после прочтения, эмоции присутствуют...

Марина Степнова. Сад. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020.
Марина Степнова. Сад. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020.

Над книгой «Сад» Мартина Степнова начала работать давно. Помню, ещё в 2012 году я увидел в сети отрывок из романа, который тогда назывался не так красиво (а именно – «Литопедион»), и прочёл строки: «Надежда Александровна, дошедшая до яблонь, сорвала и закусила крепкое шишковатое яблочко, невзрачную уродушку, вскипевшую на губах теплым, душистым соком. Груши оказались еще твердокаменные, древесные и на вкус, и на вид, зато в терновнике Борятинская попаслась вволю, совсем забыв о приличествующих роду и фамилии условностях и только крякая, когда на голову ей шлепались мягкие переспелые сливины. Самые лакомые, сизоватые, насквозь прозрачные, наливные – висели выше всего, и от прыжков и веселых усилий под мышками у Надежды Александровны быстро стало горячо. И предательские прозаические пятна на ее полотняном платье спустя восемьдесят с лишним лет превратились в прекраснейшую из цитат в автобиографическом романе никогда Борятинскую не знавшего писателя и поэта. Но нет, слишком рано – в 1869 году на свет родился только его отец». Поняв, что речь о Набокове, я полез в «Википедию» справляться о годе рождения его отца, а заодно узнал что такое литопедион...

Я написал это, прочитав два десятка страниц романа «Сад», а потом уже до самого финала книги не отвлекался, осознав, что отстранённо разобраться в своих впечатлениях и ощущениях, а уж тем более – спокойно анализировать текст, у меня не получится, что нужно отдаться воле автора и подчиниться мощному воздействию изощрённо-магической прозы Степновой, знакомой мне по прекрасным книгам «Хирург» (2005), «Женщины Лазаря» (2011), «Безбожный переулок» (2014). Расслабиться и получать удовольствие...

Чувства героев «Сада» – словно насыщенный раствор, который непрерывно, но всегда вдруг, внезапно, врасплох порождает кристаллы-вспышки их драматичных поступков. Непредсказуемая, безумная игра граней этих кристаллов, то воодушевляет, то до слёз ранит, то смешит. Последнее – реже, хотя, по крайней мере, над одной озорной фразой я смеялся очень долго и – тоже до слёз. Бесстрашный талант автора уверенно строит нервную струну сюжета, при этом читательское сердце обмирает на эмоциональных качелях, амплитуду взмахов которых Степнова умело и хладнокровно увеличивает, доводя читателя и роман до экстатической кульминации. Марину Степнову вообще отличает умение отыскать опасную, непостижимую тему, часто связанную с человеческой физиологией, и пройти по лезвию стилистического ножа, оставаясь неуязвимой, не теряя равновесия. Слова Саши Ульянова в финале: «Я люблю вас и потому не могу поступить иначе» Степнова обращает нам.

«Сад» – это роман-предупреждение, роман-предчувствие. Пристально вглядываясь в туманное зеркало прошлого, можно увидеть будущее, которое не обещает быть радостным. А теперь у меня традиционный синдром прочтения хорошей книжки – ничего нового читать категорически не хочется… Надеюсь, это пройдёт.

© Владимир Ларионов, сентябрь 2020 г.

P. S.

В 2021 году роман «Сад» Марины Степновой получил специальный приз «Выбор читателей», став победителем по итогам открытого интернет-голосования в рамках литературной премии «Ясная Поляна».

#степнова #отзывы вл #современная литература