Продовольственная инфляция набирает обороты и почти во всех странах мира становится головной болью
По сводкам национальных статистических ведомств, в июле 2022 самые слабые темпы роста цен на продовольствие отмечались в Швейцарии (+1,95% в годовом выражении), Вьетнаме (+2,31%), ОАЭ (+3,71%). Самые высокие же — в Зимбабве (+353%), Венесуэле (+131%), Турции (+94,65%), Иране (+81,2%), Аргентине (+70,6%). Почти во всех странах при этом инфляция ускоряется, в том же ЕС еще в июне она составляла 11,57%, в июле — уже 12,82%.
На этом фоне Россия пока выделяется тем, что инфляция хотя и высока, но пока еще совсем не претендует на исторические рекорды. Аналогичные темпы роста цен на продовольствие были зафиксированы и в 2015, и в 2008 годах. К тому же, по результатам июля наблюдалось замедление инфляции до 16,76% в годовом выражении (с 17,98% в июне). Но радоваться рано — здесь во многом сказались сезонный фактор и статистический эффект высокой базы прошлого года.
Кроме того, может темпы роста и нет, но вот сами цены по большинству категорий товаров у нас на исторических максимумах. При этом по сравнению с той же Европой нельзя сказать, что у нас продовольствие особо дешевое. Если ориентироваться на данные Numbeo, то, например, молоко, помидоры, сыры, минеральная вода в России порой дороже, чем в ведущих западных экономиках. Параметры цен во многом близки, например, к рынку Великобритании. Это при том, что доходы населения у нас значительно ниже. А в Турции, например, несмотря на высокую инфляцию, продовольствие остается дешевым в целом.
С учетом сложившегося уже высокого уровня цен России действительно важно не допустить дальнейшего раскручивания инфляции. В отличие от Турции мы себе такого позволить не можем. Самый простой и очевидный выход — обеспечить высокое предложение, поэтому чрезвычайно важно еще больше поддерживать сельхозтоваропроизводителей, компенсировать им все возрастающие издержки. Важно и спонсировать в больших объемах проекты, направленные на развитие логистики и систем хранения продовольствия. Иначе каждый раз к концу осени и зимой продовольственная инфляция будет нам снова и снова напоминать о себе.