Найти тему
10,4K подписчиков

Права одних = кошмар других

1,4K прочитали

Вчера после школьной торжественной линейки, когда всем присутствующим рассказали о сложном историческом моменте, о взаимоуважении, справедливости и честности, подходит ко мне одна из родительниц и начинает задавать вопросы о самозанятости и подводных камнях этого режима работы. Признаюсь честно, данные вопросы меня удивили. И захотелось спросить только одно: с какой целью интересуетесь? Наверное, дама поняла, что выгляди странно и довольно сбивчиво рассказала о своей ситуации.

Когда ей несколько лет назад пришлось выходить из декрета, она сразу попала под сокращение в связи с реогранизацией. Предприятие ликвидировало полностью ее направление деятельности, решив, что озеленение и ландшафт им не нужен. Ничего другого она делать не умела, работать уборщицей была не готова. Вместе с ней за воротами оказалась ее коллега Мария. Каждая по отдельности и обе вместе они потыркались по разным компаниям, но найти работу так и не получалось. Мария зарегистрировалась как ИП. Сначала брала заказы то деревья кому-то на даче подпилить, то газончик организовать, то могилу привести в порядок. Постепенно заказов становилось все больше. Конкурентов большого числа не было. Тогда она позвала к себе мою собеседницу, устроившуюся в ЖКХ к тому моменту за небольшие деньги. Сначала она периодически, потом регулярно подрабатывала, а потом и вовсе ушла в ИП к приятельнице. Несколько лет ИП приносил нормальный доход всем. Даже короновирус не повалил их. Многие заказывали оборудование и благоустройство могил умерших родственников, особенно, если сами жили в других регионах. Кто-то просил привести дачу в порядок, так как изоляцию проводить приятнее на природе.

Мария старалась помогать тем, кто у нее работал. Она оформила официально к себе всех, кто этого хотел. Платила за них реальные взносы. Кто не хотел, получал больше, но без всякой социалки. Несколько работниц уходило от нее официально в декрет. Никаких проблем никогда не было. Но все бывает впервые.

Год назад некая Карина ушла в декрет.

- Ой, девочки, как же я буду по вам скучать! - говорила она на прощание. - Как только будет возможность, сразу вернусь.

Никому и в голову не пришло испугаться, а следовало бы. Через год Карина нарисовалась со словами:

- Я так рада вернуться. И денежка лишней не будет. Выхожу.

Но только вышла она на полдня, чтобы не потерять декретные выплаты. Не принять ее обратно на работу оказалось по закону нельзя. Запретить ей выходить досрочно из декрета тоже. Не принимать ее заявление о половине рабочего дня снова нельзя.

И начался кошмар.

- Как ты будешь работать по половине дня? Мы выезжаем утром на объект, вечером возвращаемся, а кто будет возить тебя?

- А мне все равно. Я имею право выйти на полдня, вот я и выхожу. Как ты будешь организовывать доставку меня на командировочное место работы, мне все равно. Можешь лично возить, как всех, или такси заказывать, можешь деньгами отдавать. Мне все равно. Но я выхожу утром до обеда в понедельник, среду и пятницу, а во вторник и четверг после обеда. И никак иначе. И попробуй мне только не заплатить всю положенную мне часть зарплаты, я тебя по судам затаскаю.

Никакие разговоры и увещевания других таких же сотрудниц на нее никакого влияния не оказали.

Фото взято из открытых источников Яндекс. Картинки для иллюстрации статьи.
Фото взято из открытых источников Яндекс. Картинки для иллюстрации статьи.

- Мне нужны деньги. По закону я имею право выйти на любую часть ставки и не принять меня не имеют право. И уволить меня нельзя, я в декрете. А вот платить обязаны. Не может мне организовать работу в соответствии с моими желаемыми для работы часами, так кто же ей виноват? Пусть организует работу получше. Или закрывается.

И то, что тогда все остальные останутся без работы и без денег, ее совершенно не волновало.

А еще за лето она несколько раз срывала работу. Стоила Марии найти работу в городе, которую она вполне могла выполнять, например, заключить договор о поливке территории (газона и туй, высаженных по границе частного участка на 2 недели, что хозяева уезжали в отпуск, как Карина день в день начала работ написала заявление, что возвращается обратно в декретный отпуск. И пришлось Марии искать человека, кто мог бы эту работу сделать. Второй раз она точно также ушла обратно в декрет, как только оказалось надо привести в порядок территорию небольшого участка в черте города.

После этого терпения Марии лопнуло. Она начала процедуру закрытия ИП. Вместо него она зарегистрировалась, как ООО с единственным работником, то есть с собой.

- Девочки, - сказала она всем, кто работал у нее. - Я вас увольняю в связи с ликвидацией предприятия. Больше не могу терпеть эту хамку. С вами готова и дальше работать, но, простите, никого больше в штат не оформлю, не просите. Если нужно официальное оформление, ищите другую работу. Не нужно, тогда оформляйте самозанятость и будет работать дальше. Других вариантов у меня нет.

И вот теперь моя собеседница думает, что делать ей теперь: оформлять самозанятость и работать дальше с Марией без всяких социальных гарантий или возвращаться в ЖКХ на минимальную оплату труда. И то и другое ей не нравится, но больше вариантов нет.

Карина сначала смеялась в лицо и Марии и всем остальным, что ничего она не потеряет, а буквально вчера смеяться перестала. Оказывает, выходное пособие, что она получит совсем не такое больше, платить ей зарплату "до дальнейшего трудоустройства", что она нашла в законе должны только, если она встанет на учет в службе занятости в 2 недельный срок и ее не сумеют трудоустроить за месяц. Но! Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения пособия по безработице. То есть она теперь буде получать пособие за уходу за ребенком или пособие от ЦЗ. И там и там получается не густо.

И теперь она просит Марию изменить свое решение и прекратить ликвидацию ИП, не увольнять ее и дать возможность спокойно досидеть хотя бы до полутора лет и получать не символические деньги,назначаемые социальной защитой, извиняется, объясняет, что в семье не хватало денег, муж попал на длительный больничный, ей заработать с ребенком не реально, друзья в долг не дают, родители помогать отказались. В принципе Марию просят все. Но, кажется, это не тот случай, когда просьба возымеет действие.

Эта история заставила меня задуматься: а получается, что работодатели не просто так пытаются избавиться всеми силами от беременных сотрудниц. И дело здесь не только в том, что очень часто беременные работницы низкоэффективны, а потом будут длительные и мучительные больничные, вместо нормальной работы. Оказывается, что и во время декрета дамы могут создать больше сложностей, чем самый негодны работник: пьяница, бездельник и дебошир. И сложно осуждать работодателя. Не каждое предприятие легко и просто закрыть. И уж тем более делать это из-за такой работницы слишком хлопотно и накладно, проще подстраховаться.