Найти тему
Записки с тёмной стороны

Никто никому ничего

«Никто никому ничего не должен». Очень хорошая фраза, которую я сама периодически использую. Но и очень коварная фраза, потому что долги-то, всё равно, есть.

Стоит заговорить о долженствованиях, как тотчас кто-то, да начнёт спорить и доказывать, что каждый волен сам решать, что делать, и никому ничегошеньки по умолчанию не должен.
В то же самое время стоит заявить вот это самое про «никто никому ничего», и тотчас кто-то, да начнёт рассуждать про социум, где все друг с другом связаны, и все друг другу что-то, да должны.
Загвоздка в том, что справедливо и то, и другое.

С одной стороны, никто, действительно ничего и никому не должен, и всяк волен выбирать любую стратегию поведения, не оглядываясь на кого бы то ни было. Не должна я, к примеру, уступать беременной женщине место в автобусе. И могу не уступать. Да, это может повлечь за собой некие последствия (санкции), но коль скоро я к этим последствиям готова, проблемы нет. Не должна я приходить на работу вовремя. И могу не приходить. Но при этом иметь дело с последствиями вплоть до увольнения. При этом у меня есть возможность стать, например, настолько востребованным и крутым специалистом, что смогу опаздывать вопреки всем правилам и регламентам. Даже в случае с реально взятыми на себя долгами и обязательствами я ничего не должна. Даже банку деньги, взятые в кредит, отдавать не должна. Банк, правда, тоже не должен такое терпеть, а потому будет создавать мне всяческие проблемы, но если я готова встречаться с этими проблемами, то проблемы нет. Даже в случае с законодательством я всё ещё ничего не должна, ага. Правда, в итоге можно получить штраф и даже навсегда лишиться свободы, но это уже история о встрече с ответственностью.

Никто никому ничего не должен. Но если я не уступаю кому-то место сегодня, я делаю вклад в тот мир, где завтра не уступят мне или кому-то, кто для меня важен, а я в таком мире жить не хотела бы, поэтому я выбираю уступить, впрочем, не всегда, а ориентируясь на своё состояние. Никто никому ничего не должен, но если я не прихожу вовремя на работу, меня реально могут уволить, а это для меня будет критично, потому как нескольких миллионов на счету в банке у меня нет, а есть парочка кредитов, поэтому я выбираю приходить к девяти и даже чуть раньше, но иногда могу и опоздать, если на то есть причины, которые перевешивают страх остаться без работы.Никто никому ничего не должен, но мне не хотелось бы за решётку, а ещё мне не хочется делать вклад в мир анархии, в мир, где любой готов легко и в любой момент причинить мне вред, поэтому я выбираю соблюдать закон, опять же неизвестно, не случится ли завтра что-то, что перевесит мой выбор. Никто никому ничего не должен, но мне не хочется иметь дело с коллекторами, поэтому я выбираю платить банку, ага.

Я не должна уступить место, но и мне не должны спокойной реакции в ответ. Я не должна приходить вовремя, но и меня не должны держать на работе вопреки всему. Я не могу нарушать закон, но никто не должен это терпеть. Я могу забыть про долг банку, но банк не должен мне этот долг прощать.

Та самая история о том, что моя свобода одновременно ограничивает свободу других и ограничивается свободой других. История про то, что только ответственность, как готовность встречаться с последствиями любого своего выбора, даёт свободу.

Есть долги, в которые я сознательно влезаю. Их проще обозвать именно долгами, хотя, это не отменяет, всё равно, моего права в любой момент сделать другой выбор и встретиться с его последствиями. Есть ценности, которые я осознанно разделяю. Их тоже проще обозвать долгами, хотя это не отменяет вероятности того, что эти самые ценности однажды будут мною пересмотрены.

Где и когда, вообще, возникает это желание кричать о том, что никто никому ничего, или о том, что в социуме все должны всем?

Там, где возникает какой-то внутренний конфликт. Например, я должна, но не хочу или не могу, а может, и не уверена в том, что должна. Тут-то и вспоминается это самое «никто никому ничего». Ну, или тогда, когда я сливаюсь внутренне с кем-то, кто оказывается в такой ситуации.

А ещё оно возникает там, где есть ожидания от других, которые, вроде как, мне что-то там должны. Должны, но как-то не собираются долги отдавать. И тогда я или вынуждена убедить себя в том, что никто никому ничего, в том числе и мне, либо вспоминаю про социум или отдельную его часть, где все связаны системой взаимных долгов и обязательств. В этом случае важно напоминать себе о том, что тот факт, что другой должен, ещё не является гарантией. Человек же может, как в случае с банком, просто пересмотреть своё решение и прийти к тому, что встреча с коллекторами не так и страшна, как казалось когда-то. Тогда встаёт вопрос о том, достаточно ли у меня власти для того, чтобы вводить санкции, которые окажутся чувствительными для должника настолько, что повлияют на его выбор. А просто напоминать о долгах и обязательствах бесполезно.

Что же касается социума: в нём всегда будет присутствовать система долгов, правил и договорённостей (а также санкций за нарушения этого всего), но это не отменяет возможности выбирать у каждого конкретного человека. Выбирать, соблюдать ли требования системы и встречаться с последствиями этого выбора, или не соблюдать, встречаясь с последствиями такого выбора.

Свободу и возможность выбора даёт именно ответственность, которая про готовность встречаться с последствиями.

Как-то так.