День третий
Стоянка «Лось» - Перевал Дятлова- гора Отортен
Я все смогу, где наша не пропадала и пошла спать, не забыв натянуть шапку на глаза, белые ночи же…
Ночь периодически шел дождь, третий сосед все также храпел, мой бесконечный день перевалил за третьи сутки…
Ну да опустим ночь, потому что мой организм устал настолько, что я даже спала практически полночи и ничего не слышала.
На следующее утро бодрости прибавилось благодаря сну, завтрак зашел более уверенно, рюкзак собирался более бодрее, третий сосед раздражал не так сильно как накануне… Нас ждал легендарный перевал Дятлова!
С нашей стоянки, через пару километров, мы должны были выйти на перевал Дятлова, который расположен между безымянной высотой 905 и горой Холотчахль. Начался подъём по узкой тропе. Тропа была, мягко говоря, МОКРАЯ, периодически превращаясь в болото. Тут и там стекали ручьи, какие то образованные обильными дождями, какие то тающими снежниками, но все это превращалась в мокрое нечто.
Вскоре тропа пошла довольно круто вверх, и я начала напрягаться по-настоящему. Подъем в гору давался тяжеловато (это первый серьезный подъем), я немного успела проклясть всех и вся- мокрую тропу, карликовую иву, камни на тропе. Даже не заметила, что кончился лес и комары, а начались мать-их-горы. Хотя нет, горы я чувствовал каждым граммом рюкзака…
Погода ухудшалась с каждой минутой, ветер усиливался, грозя превратиться в настоящий ураган. Вверху над нами, обгоняемый серыми клочьями тумана, виднелся знакомый по фотографиям тот самый каменный останец. И всё это безобразие творилось в июне, а это как бы лето! Что уж тут говорить о зиме, когда в этих местах в феврале 1959 года при невыясненных обстоятельствах трагически погибла группа туристов — студентов совершавшая категорийный поход высшей сложности. Именем их руководителя — Игоря Дятлова и был назван этот перевал. На одном из каменных останцев, в память об этом печальном событии, прикреплена мемориальная табличка с фамилиями всех участников.
С остановками и передышками я всё-таки вскарабкалась на перевал Дятлова. Слева горбился Холатчахль — «Гора мертвецов», прямо по курсу — лежащие, сидящие и фотографирующиеся товарищи. Скинула рюкзак, пошла искать ту самую мемориальную табличку, что бы сделать фото, что я зря ползла что ли. На общую фотку я не успела, так как искала шапку в недрах своего рюкзака. Надо на этой фотографии сделать надпись « я здесь тоже была» и стрелочку за останец пририсовать.
Немного неожиданно было встретить там машину. И в этот момент очень начинаешь уважать пеший туризм, который вряд ли в полной мере смогут оценить автомобилисты. Конечно, забраться на машине в эти ебеня тоже героический поступок.
На перевале погода оставляла желать лучшего, пронизывающий ветер, туман, ну вернее не туман, а облако, мы ж уже на высоте, мелкая пыль мороси. Погода подгоняла нас идти вперед.
Наш самый отстающий товарищ, и по совместительству третий сосед нашей палатки, осознал, что до конечной точки он все-таки не дойдет. Очень хорошо, что на один день раньше, по маршруту до горы Отортен ушла группа нашего турклуба. Мы должны были встретить их по пути и отдать в добрые руки «уставшего» человека, и пойти таки бодрым темпом по оставшемуся маршруту. А конечным пунктом, на сегодня, значилась выше упомянутая гора.
Тропа с перевала ведет вниз, а это значит, что опять будет грязь и жижа. Но это мы уже проходили, нам это не страшно. К новым ощущениям добавляется хождение по снежнику. Когда нога вступает на него, температура окружающей среды падает на пять градусов точно, а то и больше, все будет зависеть от погоды. По моим ощущения перепад температур был ощутим.
Прошли стоянку «Жопа» (в простонародье) или «Приют ветров», ибо там всегда дует ветер. Движемся в сторону стоянки «Йети», где должны передать в другие добрые руки нашего «уставшего путника», и где по идее мы должны были ночевать вчера.
Дошли до развилки основной дороги и дороги к стоянке. Покричали посвистели – дождались ответа. Основная группа села на развилке, часть пошли проверять кто же нам ответил. Как, оказалось, там стояли две группы, одна из них наша, что очень обрадовало.
За время отдыха я успела порядком продрогнуть. Для ходьбы моей одежды вполне хватало (термуха и ветровка). Погода оставляла желать лучшего, сильный ветер, низкая облачность, туман, хорошо, что без дождя. Прощаемся с «уставшим туристом», идем дальше. А дальше идем вверх…
Начали подъём на хребет, который тоже оказался не непрост. И вот мы наверху. Нас ждал относительно ровный участок пути по так называемому Мансийскому тракту — дороге, проложенной по вершине хребта. В незапамятные времена по которой манси гоняли оленей в горы на летние пастбища и обратно. А гонять было нужно, чтобы комары летом не сожрали национальный рогатый скот. Мы будем двигаться эти дни по Мансийскому тракту практически до нужного места.
На обед мы расположились прямо посередине тундры, пока отдыхали и готовили обед, появилось немного свободного времени на рассматривание местной флоры. Здесь на каждом квадратном метре удивительным образом существуют самые разнообразные растения и разновидности моха. Много ягеля, который так любят северные олени. Походный обед состоял их хлебцев и колбасы, на сладкое был сникерс и вода. Погода во время обеда была хорошая, не считая сильного ветра. А дальше вверх-вниз, вверх-вниз и подъем к модулям на горе Оторнен.
Приближаясь к горе, мы свернули с дороги и широкими шагами зашагали по целине. Это уже была настоящая горная тундра — с карликовыми деревьями, густым ягелем и камнями, которые прятались подо мхом. Очень красиво, но шагать тяжеловато. И, конечно я, не первая и не последняя, проклинала эту страшно неудобную дорогу, и думала, что идти по тракту было бы гораздо легче, но путь по нему длиннее, гораздо.
При подъеме, к спасательным модулям на горе Отортен, где мы должны будем ночевать, погода сильно ухудшилась. В конце концов мы сильно растянулись на склоне.
Сначала я плелась в конце. Потом, чувствуя усталость, зацепилась взглядом, за ботинки, идущие впереди - идти стало легче. После возврата на тропу вернулись жижа и грязь, вернулся дождь. И появилось страшное чувство – бросить, к чертям, весь этот поход. Хотелось лечь на обочину и просто умереть. Погода превратилась в совсем жуткую, дождь лил стеной, к нему примешивались жгучие льдинки, которые адский ветер нес в лицо. Я опять плелась в конце, вокруг меня никого, только адская тропа вверх. А там на верху есть дом, который скроет от непогоды, есть еда, есть уже родные люди, которые скажут «ты молодец»,«ты все сможешь». И к этому приюту тепла, не только физического, но и человеческого стремилось мое бренное тело, и таки добрело. При виде спасательных модулей умирать как то расхотелось…
Разместившись по модулям, мы приготовили ужин и легли спать…
Мы были в сухости и тепле, а за бортом буйствовала стихия, гора Отортен была особо рада видеть нас…
Как потом оказалось, что третий день для меня был самым тяжелым морально, а потом уже физически. Как бы ты ни был готов ко всему, в теории, тебя можем выбить из колеи реальность. А реальность порой бывает сурова…