Боже! Какой прекрасный возраст – 15 лет! Красота, молодость, безмятежность, влюбленность!
Боже! Какой трудный возраст – 15 лет! Проявление характера, капризность, упрямство, отстаивание своего мнения!
Да-а-а-а-а, сложный возраст! С одной стороны - это уже взрослый человек, имеет своё мнение и настаивает на нём, требует к себе уважения, показывает свою внутреннюю независимость, подчеркивает, что он уже ЛИЧНОСТЬ!
Но с другой стороны - это еще ребенок, не видит последствий своих поступков, живет минутной эмоцией, неадекватно может оценить своё поведение, не может полноценно нести ответственность за свои действия.
Да, именно так у нее сейчас дома. Мария рассказывает мне о своей дочери Катюше, что делать с ней она не знает.
- Ребенка как подменили, из послушной девочки, появился упрямый, настырный и грубый ребенок! С папой вообще не может разговаривать спокойно, дерзит, или не отвечает на вопросы. Что делать? Вот вчера опять пришла поздно, сейчас рано темнеет, волнуемся за нее, сказали в 8 дома! Пришла 8-45! Мы все глаз просмотрели! Я, конечно, понимаю, первая любовь, прогулки, разговоры, кино! А учеба?
- А вы в 15 лет думали об учебе? Вы сидели дома, делали уроки и на улицу не ногой?
- Да, нет, конечно! Прибежишь со школы, быстро уроки и сделал и на улицу! Но родителей слушались. Правда, конечно, иногда задерживались, то влетало!
- Ну, вот видите, все повторяется! В 15 лет идет переломный период, становление личности, кажется, весь мир ополчился против меня! А хочется самостоятельности и показать, что ты уже взрослый человек, имеешь право на свою собственную жизнь и на свою свободу.
– Так оно и есть. Но, мы-то были другие!
Я улыбаюсь.
- Это вам так кажется. Родители тоже беспокоились за нас и старались отвести от ошибок, которые мы могли совершить. Если вспомнить, то всё это было в нашей жизни. Иногда нужно давать возможность совершать ошибки, ведь на них учатся. Но ошибки нужно оценивать по ВАЖНОСТИ. Ведь могут быть такие ошибки, которые исправить не возможно, или они могут круто изменить вашу жизнь. И цена такой ошибки будет очень велика! А вот мелкие совершать можно. Главное потом увидеть, понял ли, что-то ваш ребенок из этого урока?
Мария слушала, и по лицу было видно, что в чем-то она согласна со мной. Я продолжила.
- И свободу можно дать, и самостоятельность. Но начинать надо с малого, и даже, слегка подтолкнуть ребенка к размышлению, чтобы ребенок сам смог оценивать важность вопроса.
Мария с интересом посмотрела на меня, пока она не поняла, о чем я говорю.
- Предложите ей самой, выбрать вариант подходящий для неё.
Катерина ты хочешь гулять подольше? Ты подумай, сколько времени тебе надо на прогулку? Нам важно это знать, чтобы мы не переживали за тебя. Выбери время и озвучь, примерно, до которого времени тебя не будет дома. Когда будешь подумать, то выбери время, чтобы оно было для тебя комфортно и для твоего друга. Ведь проводив тебя до дома, ему ещё идти два квартала к себе домой. Комфортно ли ему будет возвращаться в ЭТО время? Как на это посмотрят его родители? Ведь сейчас от твоего решения, будут, зависеть и действия других людей. Надо ответственно подойти к этому вопросу, чтобы не нанести вред своему молодому человеку и у НЕГО дома не возникла неприятная ситуация.
Предложив ребенку самостоятельно решить этот вопрос, вы сразу решаете все задачи.
Мария сидела и улыбалась. Как легко разрулилась эта ситуация. Она уверена, что дочь выберет правильное время. Катя не позволит, чтобы её мальчику было неудобно возвращаться поздно домой, и чтобы дома его ещё и ждали неприятности. И в то же время у нее есть выбор, и за этот выбор она несет ответственность.
Какой опыт есть у вас с этим прекрасным возвратом?