Найти тему
Technoculture

Сдадут с потрохами — каким мобильным приложениям нельзя доверять

Оглавление

На заре «мобильной» эпохи в странах СНГ, софт для телефонов и смартфонов стоил денег. Иногда приличных. Половина покупок была котом в мешке: сначала башляешь продавцу за ссылку на скачивание, а потом скрестив пальчики надеешься, что програмулина того стоила.

Позднее появились бесплатные демки. Сначала качаешь пробник, если понравился — покупаешь ключик активации.

Сегодня топовый софт ушёл в облака и раздаётся на шару.

Гугл и Яндекс не берут ни копейки за поиск, почту и большинство других сервисов. Meta не стрижёт шекели за вход в Instagram или Facebook. С остальными ситуация аналогичная. Старички ещё помнят прошлую жизнь и слегка удивляются. Молодежь считает, что так оно и полагается.

Благотворительность? Ни капельки!

Как гласит старая поговорка: «Если с тебя не берут плату, значит, товар — это ты».

На рынке бесплатных и условно бесплатных приложений, пользователь действительно — продукт. Не он сам. Его поведенческие данные. Проще говоря, мы всё равно платим, но другим видом валюты.

Не удивляйся, дружище, что едва испытав жжение в анусе, ты в следующей поисковой выдаче или рекламе на Youtube получишь полный набор — от ненавязчивого предложения купить }I{0пные свечи из акульей селезёнки до расписания ближайших проктологических клиник.

Ты всего лишь спросил у яндекс-браузера «Was ist das?». Но уже пол-страны знает, в каких местах у тебя щикотно.

Не все приложения грешат этим в равной мере. Одни собирают «по вершкам», пользуются только в своих сетях и даже прекращают собирать часть данных по твоему прямому запрету. Другие выковыривают всю подноготную и сливают всем, кому ни попадя. О таких фруктах дальше и пойдёт речь.

Враги конфиденциальности: кто теребит твоё грязное бельишко наглее всех

Три самых наглых и похитителей данных:

1. Facebook (и связанные приложения)

-2

С момента запуска в 2004 году Facebook с завидной регулярностью вляпывается в скандалы из-за тотального забивательства на конфиденциальность пользователей. К 2022 компания стала рекордсменом по количеству судебных тяжб среди всех гигантов Кремниевой долины.

Facebook инвазивен как вирус. Другие приложения под зонтиком Meta не лучше. Messenger, Instagram, WhattsApp одинаково агрессивны. Хотя официальная политика конфиденциальности сформулирована довольно демократично, на деле шпионаж идёт всем средствами, включая:

  • контакты
  • звонки
  • текстовые сообщения
  • камеру
  • микрофон
  • документы, фотографии и данные из внутренней памяти гаджета
  • геолокация
  • метаданные
  • историю серфинга браузере

Facebook для ПК умеет даже считывать движение мыши для отрисовки «тепловых карт» внимания. Слухи о том, что контора Маркуши Цукерберга на самом деле подсматривает и подслушивает за людьми через смартфоны без их согласия — не слухи.

Ну а как ты хотел? Любишь бесплатно чатиться, наслаждаться лайкосиками с просмотров в инсте и поднимать копеечку на монетизации контента в мордокнижечке — наклоняйся и спускай портки.

2. Погодные приложения и виджеты

Внезапно, правда? Но аудиторы софта давно уличили этот класс приложений в особой нарванности по части персональных данных.

-3

Погодные виджеты — штука полезная. Не нужно постоянно тыркать браузер для получения погодных сводок. Поелозил пальчиком по дисплею и сразу узнал, не слишком ли припотеют мудя к вечеру, если надеть с утра тёплые штанишки с начёсом.

Выглядит достаточно просто, понятно, безобидно. И бесплатно к тому же!

Не обольщайся. По части развода на персональные данные погодные виджеты не сильно отстают от продуктов Meta. Не так давно The New York Times сенсации ради раскошелилась на аудит 20 популярных погодных приложений для iOS и Android, чтобы узнать, сколько пользовательских данных они собирают и как.

Результаты:

  • 17 приложений честно указали очень мелким шрифтом, что будут умеренно шпионить.
  • Три соврали, что не будут, но всё равно шпионили.
  • 14 без зазрения совести вылезли за рамки «умеренности», указанной в политике конфиденциальности.

Основной грешок — считывание истории поиска в браузерах и трансляция данных геолокации в реальном времени всяким рекламным сетям. Это нужно для так называемой гиперлокализации — нового тренда в онлайн-маркетинге.

Поясняю кратко: гиперлокализация — это когда реклама подаётся не только нужная, но и вовремя. Например, ты сидя в метро гуглишь, что подарить подружке на 8 марта, а магазин дилдосиков, мимо которого ты пройдёшь через 5 минут, услужливо подсовывает тебе свою рекламу.

Ради неё и шпионят.

Самым бесчестным оказался виджет AccuWeather. Названия остальных не публиковали, чтобы не схлопотать слишком уж много исков в судах. Названный выше виджет был унижен публично только потому, что совсем уж пойман на горячем.

Например, в списке необходимых разрешений при установке был перечислен контроль над GPS, гироскопом, акселерометром и высотомером. Без опции выключения. Вернее опция есть, но выключения нет. Виджет самовольно восстанавливал подключение, не уведомляя юзера.

3. Приложения для знакомств

Вот тут ни разу не внезапно. Сколько кошельков уже обчищено, но доверчивый пользователь не мамонт — вымирать не торопится.

-4

Самый наглый вороваец интимных и сокровенных данных — Tinder. Но его клоны и наследники не отстают. Обидно, но если охота с кем-то знакомиться для дружбы и приятного времяпрепровождения в наш век цифровизации и пандемий, приходится проглотить эту пощёчину.

По умолчанию приложения для знакомств требуют, чтобы вы добровольно раскрывали много личной информации.

Например:

  • имя
  • день рождения
  • сексуальную ориентацию
  • личные фотографии
  • номер телефона
  • адреса электронной почты

Не хочешь? Думаешь хитрый? Скормишь софтине «липу», а самое сокровенное порешаешь в ЛС. Закатывай губу обратно — вся переписка изучается под лупой. Остальные контакты с активного девайса тоже.

Вишенка на торте: разрабы «клубничных» программ активно закупаются информацией у FB. Проще говоря, если на смарте стоит Instagram или WhatsApp — дерзкая софтина невозбранно вступит с ними в кооперацию и дёрнет оттуда всё.

Mozilla Foundation рекомендует не закачивать неретушированные фоточки со своим голым пиструнчиком в гаджет, с которого будешь знакомиться в Tinder или его аналогах. Оставь исходники в другом месте или их украдут. Например, в 2020 году украли и выложили в свободный доступ около 70 000 фотографий.

И что делать?

Расслабиться и получать удовольствие. Поздно дёргаться. Как бы антиутопично это ни звучало, но большинство из нас давно строговали всё личное и интимное за кулёк бесплатных цифровых пряников.

К счастью, какие-то юридические законы ещё работают.

Например, благодаря им, ты можешь выбирать, что разрешать очередной програмулине из маркетплейса при первой установке — только читать твою книгу контактов или беспределить по полной, включая запись звука и видео без уведомления.

Да, могут наврать и заигнорить. Но если ты от этого реально пострадаешь, можно и в суде пободаться за компенсацию. Прецеденты уже были и даже успешные.

Поэтому забудь о бесплатном сыре и гляди в оба, что качаешь на смарт, планшет или телевизор. Было бы крайне желательно завести отдельные гаджеты с отдельным набором социальных аккаунтов для работы и развлекушек.

И вебку с микрофоном заклеивай в особо ответственные моменты. Просто так, на всякий случай. А то мало ли чего)