Считается, что Литература - это основа не только гуманитарного образования, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного, в частности, школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая Литературу тот же школьник, приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения ипр.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя и пр. необходимы для понимания, отнюдь, не его произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в текст становится важным средством для поддержания этой основы.
И это, конечно же, означает, что без чтения, как и без надлежащего владения родным языком не обойтись, но, вполне возможно, все же Литературу вытеснят тем, в основе чего будет лежать использование Видео. Иначе для тех же школьников все то, что лежит в основе Литературы будет восприниматься как профанация, т.е. искажение, опошление Литературы как необходимой нам основы того же гуманитарного образования.
Хотим мы этого или нет, но эту основу придется модернизировать и именно с опорой на видео.
Соответственно, к этому процессу придется подходить со всей серьезностью, с осознанием и того, что художественная и познавательная ценность виде не должны уступать соответствующим печатным текстам. И не стоит в этом плане переоценивать роль печатного теста и тех же книг.
Итак, все дело в том, что простое видео в 2-3 минуты может донести до зрителя столько информации, для усвоения которой могли бы понадобиться часы чтения. И это, отнюдь, не очевидное свидетельство того, что видео лучше текста, как и в случае с ниже приведенной статистической информацией из официальных источников.
Да, понять смысл изображения можно всего за 1/10 секунду, что соответствует прочтению 200-250 слов. Хотя то, что из видео среднестатистический человек запоминают около 80% информации, а из текста – 20%, это было бы смешно игнорировать, как и то, что всего лишь 10% поступающей информации запоминается на слух, а более 70% воспринимается именно зрительно. Нельзя не считаться и с тем, что более 50% мозга задействованы именно в процессы визуального восприятия, тем более, с 3D анимацией.
Но люди же не разведчики, которые, порой, в предельно короткий срок необходимо усвоить и передать информацию, которую затем уж неспешно анализируют эксперты. На практике же эффективно освоенная информация может и совсем не понадобиться или стать даже препятствием для использованием действительно нужной информации. По крайней мере, в последнее время стало очевидным, что нынешняя практика использования видео, порой, является даже очень вредной.
Да, видео, в принципе, идеально подходит для описания научных открытий или абстрактных вещей. Но, уже давно нет веры в записи даже действительно происходящих процессов, как, к примеру, речь идет о НЛО...
Все же, ведь, в руках авторов видео, а людям не так уж и просто договариваться, тем более, когда речь идет о новом, о небесспорном.
Конечно же, нельзя сбрасывать со счетов, что видео более чем в 5,3 раза эффективней удерживает пользователей, чем текст. И с этим надо считаться. Как и с тем, что именно в инициативном порядке ежемесячно на YouTube заходит 1 млрд. уникальных пользователей и только здесь просматривается более 4 млрд. роликов за день.