С момента своего первого полета, когда я всерьез «заболел» авиацией, мысль записаться осенью в авиамодельный кружок не покидала меня ни на минуту. Однако, в тот год меня ждало большое разочарование – в авиамодельный кружок можно было записаться только школьникам не младше пятого класса. А я пошел только в четвертый. Вот досада…
Зато я с увлечением стал читать книги о самолетах, о летчиках и об авиации в целом. Тогда на прилавках книжных магазинов можно было найти множество интересных книг для детей и юношества, - на любую тематику.
Разумеется, таких дебильных «произведений» - если их еще можно назвать и произведениями, - о романтике воровской жизни, о бандитах и киллерах, о продажных чиновниках и полицейских, - тогда не было и в помине. Моими «настольными» книгами стали «Полярный летчик» Водопьянова, «Записки истребителя» Кожевникова, «Вам-взлет!» Маркуша, «Наши крылья» и другие. Многие из тех моих детских книг сохранились у меня до сих пор.
Ну, разве можно было тогда представить, когда я шел записываться в авиамодельный кружок, что это увлечение и любовь к моделированию я так же, как и к большой авиации, пронесу через всю жизнь! Как я уже говорил ранее -- «авиамодельный стаж» у меня гораздо больше, чем авиационный.
Впервые я пришел в авиамодельный кружок Бакинского Дворца пионеров в сентябре 1960 года, а строю и запускаю модели до сих пор. А ведь сейчас осень 2022 года, и я собираюсь делать это и дальше, пока хватит сил и здоровья.
Итак, осенью 1960 года я записался в авиамодельный кружок во Дворце пионеров. Первое посещение кружка потрясло мое воображение — столько много там было ярких и красивых авиамоделей! Ими были завешаны все стены, но основная часть их висела под потолком, - рядами и очень плотно, на специальных проволочных растяжках, натянутых между стенами поперек комнаты мастерской. Под потолком в первой комнате так же висели во всей своей красе различные модели всех классов, - для наглядности, наверное. В двух углах этой комнаты стояли прикрепленные к стене настоящие пропеллеры от самолета По-2 (!) В общем, обстановка там была самая что ни наесть «авиационная», мне очень понравилось.
На первом занятии руководитель кружка, Матвеев Владимир Николаевич, рассказал об авиамоделизме, о том, чем будем заниматься. В процессе вводного занятия он запускал различные комнатные модели и «игрушки». И ведь все так здорово летало, все дети сидели как зачарованные... Потом нас «разбили» на несколько групп, и мы группами стали клеить каждый свой тепловой бумажный воздушный шар. Все работали старательно, и где то к концу сентября на очередном занятии мы под руководством Матвеева вышли в парк возле Дворца пионеров, и, со специальной тепловой установки, надули и запустили каждый свой шар. И ведь они летали!
Шар нашей группы полетел очень хорошо, день был тихий, и его только слегка сносило в сторону линии бакинского фуникулера. Немного не долетая до эстакады фуникулера, наш шар плавно приземлился. Все с радостными криками бежали за ним, но один из ребят оказался наиболее проворным, и добежал первым. Мы все во всю глотку ему орали - « Не берись за горловину, а то порвешь шар!...» Это нас так проинструктировал наш руководитель перед полетами, и рассказал, как надо аккуратно удалить теплый воздух и свернуть шар. Но куда там! Этот мальчишка забыл все на свете, и сразу же схватил шар за горловину. И сразу оторвалась вся нижняя часть шара, - ведь нагретая и размягченная папиросная бумага очень «слабая», - нас предупреждали. Так бесславно закончилась «лётная» жизнь нашего воздушного шара.
А потом, на последующих занятиях, мы строили из реек Т-образную летающую игрушку «Одуванчик», уже каждый свой. Это была простейшая модель вертолета, и представляла собой пропеллер с вертикальной палочкой-осью. Крутанув в прижатых ладонях за ось этот винт — тот довольно неплохо летел, сначала вверх, а потом плавно снижаясь вниз.
К сожалению, в том далеком 1960 году я ходил в кружок только первые два месяца, а в октябре умер наш папа, долгое время мы с братом не могли опомниться и смириться с этим, - в общем, было не до моделей. Мне тогда было одиннадцать лет. Где-то под Новый год я пару раз приходил в кружок, но видел, что безнадежно отстал от ребят...
Руководитель кружка сделал мне замечания, что нельзя пропускать столько занятий, так что пришлось мне бросить кружок. И я перестал ходить в кружок, хотя, конечно, очень хотелось… Модели, которые я пытался строить дома сам, получались как то «не очень»...
Я твердо решил серьезно заниматься авиамоделизмом и записаться осенью снова, а пока строил модели самостоятельно, и читал все, что было связанно с авиацией. Я прекрасно понимал, что книги и авиамодели – это единственная пока для меня «авиация». А в апреле 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, вся страна ликовала. Летом в космос полетел второй космонавт – Герман Титов, популярность авиации среди мальчишек была огромная и очень многие ребята записывались в авиамодельные кружки.
Осенью 1961 года пошел записываться и я, однако мне было обидно и даже слегка унизительно снова идти во Дворец пионеров к Матвееву. Это опять начинать с «нуля», в то время как ребята, которые в прошлом году пришли вместе со мной, уже строили модели довольно серьезные. Они уже много что знали и умели, чего еще не знал и не умел я. Конечно, если бы не было других вариантов (или как сейчас модно говорить «альтернативы»), я бы пошел и к Матвееву, во Дворец пионеров, - что я, впрочем, и сделал в последующие годы. Но на тот момент я узнал, что есть авиамодельный кружок и в городском Парке пионеров и школьников, туда так же идет запись, и что самое важное, - Парк пионеров гораздо ближе к дому, - всего три остановки на троллейбусе. Так я попал в кружок к «Георгию» – Акопову Георгию Артемовичу…
В первый раз, когда я пришел в Парк пионеров, на веранде в первом по счету кабинете, где размещались директор и методисты, мне указали на предпоследнюю дверь. Там размещался авиамодельный кружок, и в этот момент шло занятие. Я робко подошел к открытой двери и остановился, не решаясь зайти. В глубине комнаты за столами работали несколько ребят моего возраста, - что то пилили, резали, приматывали нитками, клеили. Явственно чувствовался запах пиленой древесины и нитроклея (эмалита), - характерный запах авиамодельной мастерской тех лет. Кстати, сейчас запахи авиамодельной мастерской совершенно другие.
Слева от двери тогда стоял письменный стол, за ним сидел молодой чернявый мужчина, с гордой осанкой и кавказской внешностью. Перед ним на столе лежала папка-портфель, она была раскрыта, видны были книги. На переднем плане мне запомнилась книга, на обложке которой был изображен самолет Як-18 со звездами на борту, который на фоне спортивного аэродрома горделиво набирал высоту. Название книги сейчас уже не помню, или «Дорога к звездам» или «Путь в космос», - во всяком случае, эта книга была о первом космонавте Земли Юрии Гагарине.
Я поздоровался с руководителем и робко спросил – можно записаться в авиамодельный кружок? Георгий (а это был, разумеется, он) своим сочным баритоном, который не спутаешь ни с каким другим голосом, спросил где, в каком классе и смене я учусь. Я ответил, он не спеша открыл журнал, записал все мои данные. Затем он встал из за стола, подошел ко мне и сказал: - « Меня зовут Георгий Артемович, занятия у нас проводятся по вторникам, средам с 3-х часов дня, а в воскресенье с 9-ти часов утра. Сейчас ступай домой, приходи на следующее занятие. На занятиях при себе иметь карандаш, линейку, ручку, а так же тетрадку, желательно в клетку…» Вот так и состоялось мое знакомство с Георгием.
Георгий всегда носил с собой довольно толстую кожаную папку, сродни современному дипломату, только с закругленными углами и без ручки, - такие папки были тогда очень модны и носились «под мышкой». Эта папка была полна книг, учебников, журналов и брошюр по авиации и авиамоделизму. Для большинства из нас Георгий был авторитет. Думаю, он быстро заметил мой неподдельный интерес ко всему, что связано с авиацией, давал мне домой читать интересные книги о конструкциях самолетов, свою общую тетрадь-конспект. Я переписывал к себе в общую тетрадь все материалы его «лекций» по конструкции и аэродинамике, - с формулами и схемами. Уже тогда, своим детским умом, я стал понимать, что за мое трудолюбие и неподдельный интерес к авиации, Георгий через некоторое время стал меня «выделять», всегда объяснял мне все, что меня интересовало.
Очень яркое впечатление оставила экскурсия авиамоделистов в аэропорт Бина, организованная Георгием. Тогда на экскурсии нас было человек 10-12, не больше. И это хорошо! Всем везде хватало места и должного внимания. Короче – было весело и интересно.
Всю дорогу, в электричке - по пути в аэропорт, мы разговаривали на авиационные темы, горячо обсуждали на днях состоявшийся перелет двух самолетов – Ил-18 и Ан-12 из Москвы в Антарктиду, которые впервые в истории доставили смену зимовщиков на Советскую антарктическую станцию «Мирный» по воздуху.
Георгий активно участвовал в разговоре, давал разъяснения по многим непонятным нам вещам. В разговорах с нами, Георгий иногда любил прихвастнуть, или легонечко приврать. Но делал он это с каким то особым шармом, его всегда приятно было слушать. Так мы и ехали на электричке, через пригородные поселки Сабунчи и Сураханы в аэропорт.
Мы веселою гурьбою вышли из электрички на перрон станции Бина, и по указанию Георгия пошли назад, в сторону хвоста поезда, спустились с перрона и, свернув вправо, перешли рельсы. От этого места мы пошли через поле, прямо по скудной, пожухлой траве и засохшим кустикам верблюжьей колючки, постепенно уклоняясь влево - в направлении аэропорта.
Вдруг сзади, слева и сверху послышался быстро нарастающий шум. Мы и опомниться не успели, как слева, снижаясь, пролетел лайнер Ил-18 и исчез за крышами и деревьями поселка. Когда самолет исчез, все с бурным восторгом стали обсуждать это событие. Пожалуй, впервые мы все видели так близко и низко летящий большой пассажирский самолет. Помню, как трепетно билось у меня в груди сердце! Еще бы, впервые после того первого полета я так близко снова увидел «живой» самолет! Только теперь я уже много чего знал о самолетах и авиации - и не без помощи авиамоделизма и Георгия. А сколько интересного еще предстояло увидеть в ближайшие часы! Тут поневоле сердце будет биться учащенно...
Вскоре мы вошли в поселок Бина. Из-за заборов и крыш домов был слышен слегка приглушенный рев авиационных моторов. На звук мы и шли, и вскоре вышли к Мардакянскому шоссе. На противоположной стороне шоссе, чуть в стороне был въезд на привокзальную площадь Бакинского аэропорта Бина. Само здание вокзала находилось в глубине сквера, кругом росли сосны и кипарисы.
Мы перешли шоссе, вошли в сквер. Георгий сказал: - «Ждите меня здесь, на скамейках парка, рядом с выходом на летное поле…» А сам отправился в сторону вокзала, искать кого-то из сменного руководства. Я, хоть и прошло несколько лет, сразу узнал эту аллею, которая вела к «пятачку» с калиткой выхода на летное поле. Мне не терпелось скорее увидеть поближе самолеты, и я с одним из наших ребят, не теряя из виду всех остальных, вышли к пятачку, на котором мы в тот памятный вечер 1959 года с отцом и братом ожидали вылета в Москву, а я впервые «знакомился» с самолетами.
Рядом с выходом, на той же стоянке, с которой мы вылетали, стоял такой же Ил-14! Было чувство, что это происходит не наяву, а во сне, - уж очень часто я видел в своих детских снах этот самолет, да еще в этом же аэропорту! А тут вот он, совсем рядом, даже заклепки видны. Дальше за ним стоял Ил-18. Но самое впечатляющее зрелище открылось нам слева. Там, носом навстречу Ил-14 стоял большой и казавшийся «пузатым», с очень красивой красной раскраской турбовинтовой стоместный самолет Ан-10!
Это был на тот момент самый многоместный советский пассажирский самолет (после Ту-114, которые летали только из Москвы в Хабаровск) Причем, это был самолет первых модификаций с трех килевым вертикальным оперением, - на концах стабилизатора стояли шайбы. С широким фюзеляжем с застекленной носовой кабиной штурмана, с высоко расположенным крылом с четырьмя турбовинтовыми двигателями, с шайбами на стабилизаторе, - Ан-10 показался нам очень большим, «важным» и красивым.
Мы вернулись к своим ребятам, взахлеб рассказывая о только что увиденном, а тут подошел и Георгий с каким то мужчиной в авиационной кожаной куртке и форменной фуражке. Он поздоровался с нами, кратко объяснил правила поведения на летном поле и в самолетах – никуда не отходить от него, ничего не трогать без разрешения, соблюдать осторожность, дисциплину и т.п. Затем мы все пошли с ним, он вывел нас на «пятачок» к калитке. Дежурной и охраннику у калитки он сказал : - «По распоряжению начальника аэропорта – пропустите на экскурсию со мной пионеров-авиамоделистов с их руководителем!»
Мы вышли через калитку на перрон, и нас подвели сразу к самолету Ан-10. Вот уж где я оторопел от переполнивших меня чувств! Может тому, кто это будет читать, все это покажется чушью, - подумаешь, самолет! Ну, большой по тем временам, ну и что? Сегодня это «каменный век»… Но тогда!
Мы стояли под левым крылом, - какой же он, самолет, казался мне большим! А инженер, который проводил экскурсию, рассказывал об этом самолете. Нам тогда практически все технические термины были уже знакомы.
После осмотра самолета Ан-10, мы пошли вправо, вдоль стоянок . Прошли мимо Ил-18, который готовился к вылету. Здесь мы не задерживались, так как вокруг него «кипела» работа, - загружали почту и багаж, и уже подвели пассажиров. А дальше была видна стена, вдоль нее стояли машины спецтранспорта. Эта стена стоит до сих пор. Видимо, делали ее для защиты от постоянно дующих ветров в этой части Апшерона.
В те годы носом к стене стояли самолеты, на которых выполнялось периодическое техническое обслуживание. Это были стоянки АТБ (авиационно-техническая база). В тот день на «форме» (периодическое техническое обслуживание) стояли Ил-14 и Ли-2. Сначала нас подвели к Ил-14. Трапа не было, и мы полезли в самолет по приставной бортовой стремянке.
И вот, наконец, я снова в самолете! Тот же знакомый салон, который я эти годы часто видел во сне. В общей суматохе я успел присесть, на несколько секунд, на «наше» место, - на последнее кресло в правом ряду. В окно была видна та же картина, которую я все эти годы хотел снова увидеть, - серебристое, все в заклепках, крыло и выхлопные патрубки правого двигателя. А запах! Опять этот удивительный запах самолета, запах неба…
Нас пригласили пройти в кабину пилотов. Вот здесь впервые в жизни я попал в кабину самолета, причем в кабину именно такого самолета, на котором мне довелось однажды пролететь. Тогда казалось – прошла целая вечность после моего первого полета, а прошло то всего, как я уже говорил, два с половиной года. А как интересно было в кабине! Столько приборов, тумблеров, рычагов! В кабине сидели два инженера, и готовились запускать двигатели после регламентного обслуживания. Инженеры сидели на правом и левом креслах пилотов. Мы все столпились полукругом сзади, кабина на Ил-14 это вполне позволяла.
Трудно было понять и уследить за манипуляциями инженеров при запуске двигателей. Нам рассказали, какие рычаги и для чего нужны, какие приборы что показывают. Информации было так много, что мало, что удалось запомнить. Но впечатления того дня остались на всю жизнь! Я, шестиклассник мечтающий о небе, находился в кабине «живого» пассажирского самолета с работающими двигателями, - да разве же можно такое забыть?! Этот день укрепил во мне уверенность в правильности своего выбора. Только гражданская авиация, и ничего другого!
Затем, после гонки двигателей, мы спустились на землю, во всех подробностях осмотрели самолет снаружи. Наш экскурсовод рассказал нам о самолете Ил-14. Затем мы прошли в самолет Ли-2. Это была грузопассажирская машина. Во всяком случае, мягких кресел как на Ил-14 там не было. Только откидные сидения вдоль бортов. В кабине нам разрешили занять места членов экипажа. Мы все разместились в кабине, на этот раз можно было уже спокойно осмотреться.
Мне, вместе с одним из наших ребят, посчастливилось занять левое кресло - место командира корабля. Кроме штурвала мне, так как я сидел рядом с центральным пультом, довелось потрогать и пошевелить рычаги управления газом двигателей, шага винтов, высотного корректора и другими. Разве мог я тогда подумать, что эти рычаги и пульт впоследствии станут моим рабочим местом, и именно на самолете Ли-2! Но до этого мне еще оставалось более 10-ти лет...
В Ли-2 мы находились довольно долго. Нас познакомили с устройством самолета внутри, мы осмотрели тросовую проводку управления, заглянули в багажники, под полы. Затем так же подробно осмотрели самолет снаружи. Какой же, все-таки, Георгий был молодец – организовал нам такую интересную экскурсию! Впоследствии, я слышал от ребят во Дворце пионеров, однажды там тоже устроили экскурсию в аэропорт Бина. Приехали на трех автобусах. В этой толпе никто ничего толком и не увидел, одно недоразумение, а не экскурсия.
После осмотра Ли-2 нас повели к выходу, по пути мы еще задержались у Ил-18, но осматривали самолет только снаружи. Самолет готовился к вылету, в него загружали багаж, а вскоре подвели и пассажиров. По трапу пассажиры начали подниматься на борт самолета, а наша экскурсия подошла к концу, и мы направились к выходу с летного поля.
По пути к станции электрички мы все шумно и взахлеб делились впечатлениями. Вскоре пришла электричка, и мы поехали обратно, в Баку. На этот раз в вагонах было много людей, уже закончился рабочий день, вечерело. Во всяком случае, садились мы в электричку – еще было светло, а когда приехали в Баку – стало совсем темно. Вот так прошел тот день, тоже глубоко запавший мне в память. Его можно смело отнести к важной вехе, укрепившей мой жизненный выбор. И день этот теснейшим образом связан с именем нашего руководителя Георгия Артемовича Акопова – «Георгия».
К Георгию я ходил весь тот учебный год, немало чему научился, много что сделал. Жаль, что он ушел из руководителей кружка, и как говорили – «завязал» с моделизмом. В дальнейшем я с ним случайно встретился в городе. Он мне тогда предложил забрать у него некоторые книги по авиамоделизму, - которые у него на тот момент остались. Через несколько дней я к нему заехал, и он отдал мне все что обещал. С тех пор прошло почти шестьдесят (60!) лет, а все эти книги у меня сохранились. По сути они стали моими историческими реликвиями. И некоторыми материалами и таблицами из них, при проектировании и постройке моделей, я пользуюсь до сих пор…
В дальнейшем, пока я жил в Баку и учился в школе, я посещал авиамодельный кружок в Бакинском Дворце Пионеров имени Юрия Гагарина, где долгие годы бессменным руководителем был Легенда Советского авиамоделизма - Матвеев Владимир Николаевич, Заслуженный Мастер Спорта СССР, неоднократный призер Чемпионатов СССР и Серебряный призер Чемпионата Европы по авиамодельному спорту.