К началу юбилейного сезона Московский театр оперетты объявил интересный конкурс – каждый месяц у зрителей будет возможность написать отзыв о предложенном театром спектакле и выиграть приз-впечатление. Заманчиво?! Конечно! Особенно, когда первым спектаклем выбирают твой самый любимый спектакль в репертуаре театра – «Доходное место», поставленный Валерием Архиповым по пьесе А.Н. Островского. И вроде бы это очень просто – просто похвали то, что любишь! Но где и как найти слова, когда после каждого просмотра у тебя оно только одно – «Восторг»! Одиннадцать восторгов накопилось у меня за 3,5 года существования мюзикла, и я очень жду 9 сентября, чтобы снова испытать эти эмоции!
Ждала я и премьеру спектакля, которая состоялась в феврале 2019 года. Премьеры в Московском театре оперетты, с которого и началась моя любовь к театру в целом, всегда занимают особо важное место в моём театральном графике. В этот же раз интерес был повышен в разы, т.к. было анонсировано участие в спектакле моего самого-самого любимого Артиста. Время до премьеры прошло продуктивно: перечитала пьесу, посмотрела музыкальную кинокомедию «Вакансия» и записи 4-5 постановок «Доходного места» разных театров, которые удалось найти в открытом доступе.
И как радостно было почувствовать и осознать после премьеры, что именно постановка Московского театра оперетты стала моим лидером среди всего просмотренного! Создателям удивительно хорошо удалось передать смысл и глубину произведения, убрав некоторые особенно скучные моменты, добавив яркие музыкальные номера, и не растянуть действие до бесконечности. Музыка Геннадия Гладкова и тексты Юлия Кима приятны слуху, легко запоминаются и вызывают желание напевать их по дороге домой после спектакля! При этом повествование не делится на отдельные музыкальные номера, а сохраняет целостность, ведь у многих героев есть своя музыкальная тема, сопровождающая их на протяжении всего действия.
Возможно, Островский и его пьесы – это не тот материал, который зритель ожидает увидеть на сцене музыкального театра. За такой классикой обычно идут в Малый, чтобы почувствовать эпоху, полюбоваться костюмами. Но «Доходное место» Московского театра оперетты не уступает классическим постановкам ни драматически, ни визуально! Костюмы – потрясающей красоты, пышности и разнообразия! Кажется, что в спектакле их больше сотни! Преображения происходят не только с главными героями, хор и балет меняют наряды множество раз по ходу действия! Декорации в театре оперетты тоже обычно не разочаровывают! Правда в последнее время художникам-постановщикам в реализации задуманного значительно помогает задник-экран. Не обошлось без него и в этот раз, но вписался экран, по моим ощущениям, очень гармонично: именно благодаря ему статичная конструкция в виде балкона и лестниц превращается в разные помещения от роскошного дома Вышневского до скромной мансарды Жадова. А различного рода реквизит, оперативно появляющийся на сцене, дополняет пространство и зрительские впечатления. Перемещения между локациями происходят мгновенно, а детали продуманы так хорошо, что театральные условности перестают существовать, и ты проживаешь историю с героями «от» и «до».
Спектакль хочется охарактеризовать как яркий и пышный, но не только из-за богатого оформления! Рычажки пышности и насыщенности до максимума докручивают артисты балета! Танцевальные сцены и массовые номера поставлены так интересно и исполняются с такой страстью, задором и самоотдачей, что я так и не могу определить, какая из сцен зацепила меня больше! Вот только любовалась хореографией чиновников и служащих: четкость линий, слаженность – напоминает движение поезда, который несется вперед в поисках наиболее выгодной станции, как уже хочется присоединиться к невероятным пляскам в трактире и «Караваю» Аким Акимыча Юсова! К сожалению, это нельзя описать словами! Это просто нужно видеть! Такой задор, такая энергия!
И если всё описанное выше из раза в раз неизменно, то образы и характеры персонажей, как главных, так и второстепенных, меняются в зависимости от состава артистов, играющих конкретный спектакль. Ведь несмотря на образ, прописанный автором в пьесе, и режиссерское видение того или иного героя, каждый артист обладает своей индивидуальной органикой, пластикой, мимикой и голосом (что особенно важно в музыкальном театре). Конечно, зрители, посетившие спектакль один раз, не имеют возможности заметить такие нюансы. Но преданные поклонники театра обычно стремятся посмотреть разные составы, сравнить актерские работы и найти те, которые им ближе. Вот и я за несколько сезонов успела посмотреть оба изначальных состава и даже разные сочетания артистов внутри спектакля. Слукавлю, если напишу, что все образы мне одинаково близки и нет личных симпатий. Конечно, есть субъективные предпочтения, но они не так значительны, как в ряде других спектаклей. Все артисты держат высокую планку, а подмечать различия в образах очень интересно!
Например, Василий Николаевич Жадов может быть более гордым и явно знающим себе цену, если его играет Павел Иванов, или приобрести юношескую наивность и горячность, если вы попали на Александра Фролова. И все действия героя сразу приобретают разные оттенки. Один Жадов настолько увлечен идеей жить честно, зарабатывая деньги лишь своим трудом, что готов терпеть любые лишения для претворения ее в жизнь. У второго же я вижу еще и небольшой дух противоречия, желание ни от кого не зависеть и сделать хоть что-то наперекор своему богатому дядюшке.
Образ Полины, супруги Жадова, тоже очень отличается в зависимости от актрисы, рассказывающей историю в конкретный день. В исполнении Дарьи Январиной я вижу классическую, если сравнивать с другими постановками, Полину – не особо умную девушку, которая будто совсем не понимает, что происходит вокруг, не умеет занять себя и живет с какими-то странными ожиданиями. Такой я увидела Полину и при чтении пьесы. Екатерина Кузнецова создает совершенно другой образ! Ее Полина скорее наивная (в силу отсутствия богатого жизненного опыта) и очень искренняя девушка! Она легко верит мужу, увлеченному непростой идей, и готова терпеть лишения ради большой любви! Может это и не совсем книжный вариант, но у меня героиня в такой подаче вызывает отклик и сочувствие!
Не буду расписывать всех героев мюзикла так подробно, а то объем выйдет за рамки приличий. Но про Аким Акимовича Юсова не могу не написать! Юсов – одна из самых любимых и на мой взгляд ярких ролей в пьесе. Юсову есть, что играть: то он подчиненный Вышневского, который лебезит перед ним при любой возможности, то уверенный в себе и успешный чиновник в глазах своих подчиненных и общества. У Дмитрия Лебедева, как мне кажется, Аким Акимович получается более спокойным, в речи не так ярко расставлены акценты и паузы, жесты более сдержанные, чем у напарника по роли. И есть среди моих театральных знакомых те, кому именно такой образ близок. Но моё сердце с первого раза украл Юсов Владислава Кирюхина! Я, казалось бы, хорошо известного мне артиста, в этой роли даже не сразу узнала! Накладной животик, совершенно другая пластика! Да и кроме пластики, все остальное у Владислава тоже ярче - интонации, паузы! Текст и фразы сразу более выпуклыми становятся, более значимыми. Да и энергии больше, чего стоит только сцена танца в трактире! Потрясающая работа, достойная всех театральных премий!
Долгое время считала, что в моём дримкасте и Аристарха Владимировича Вышневского должен играть один конкретный Артист (тот, который самый-самый любимый)! На премьерных показах я видела героя и в исполнении Александра Голубева, и признаю, что он очень гармонично существует в данной роли! Но каждый раз, выбирая дату похода на спектакль, не могу отказать себе в удовольствии наблюдать за развитием персонажа в исполнении Игоря Балалаева! Не знаю, как к этому моменту относится сам Артист и насколько он на это обращал внимание, но я не могу не видеть схожесть Вышневского с Алексеем Карениным, которого Игорь Балалаев играет в мюзикле «Анна Каренина». Общих моментов у двух персонажей более, чем достаточно: чиновники, имеющие положение и вес в обществе, оба в летах, женаты на женщинах моложе себя (обе, кстати, Анны) и не особо ими любимы, несмотря на то, что супруги живут в полном достатке и проблем не знают. Первая фраза Вышневского в пьесе – "Какая неблагодарность"; центральная ария Каренина в спектакле – «Неблагодарность». Добавим к этому ещё и внешность героя: и парик с сединой, и камзол, расшитый золотом, пусть и другого цвета – отключиться от ассоциаций не получается! И как же радостно видеть, что, несмотря на схожесть типажа и жизненной ситуации, Артист создаёт совершенно другой, новый образ! Голос, пластика, мимика – отличается абсолютно всё!
Но жизнь полна спонтанностей, и непростая осень 2020 года нам всем это ещё раз доказала. В театрах повсеместно отменялись и заменялись спектакли, а иногда если и игрались без переносов, то в неожиданном составе. Не обошла эта участь и «Доходное место»: 29 октября состоялся уникальный спектакль, в который экстренно ввелись сразу два артиста! Александр Маракулин заменил Игоря Балалаева в роли Аристарха Владимировича Вышневского, а Александр Бабик, обычно играющий Онисима Белогубова, вышел в роли Досужева. И это было настолько убедительно, легко, вкусно и просто шикарно, что будь я случайным зрителем, я бы даже не поверила, что стала свидетелем срочных вводов! Почти два года прошло с того спектакля, за которые Александр Бабик стал исполнять обе роли (естественно в разных составах), а Александр Маракулин, несмотря на многочисленные просьбы своих поклонников и зрителей, больше ни разу не вышел на сцену в роли Вышневского, а я всё ещё помню ту невероятную атмосферу и энергетику, которые царили в зале в тот вечер!
Данный факт может показаться не особенно важным и даже лишним в отзыве, обобщающем впечатления о спектакле. А для меня он является показателем того, что спектакль создан в любви и продолжает существовать в едином творческом порыве всех причастных лиц! Только в такой атмосфере, по моему опыту, даже сложные и экстренные ситуации проходят легко и успешно! Это уровень, это знак качества! И я, человек, который очень не любит отвечать на вопрос «Что ты рекомендуешь посмотреть в театре?» (ведь у каждого свои вкусы и взгляды, и очень не хочется брать ответственность за чужие впечатления и эмоции), смело могу сказать, что «Доходное место» в Московском театре оперетты стоит того, чтобы потратить на него свой вечер! А может даже и не один! ;)
П.С. Фотографии позаимствованы из официального сообщества Московского театра оперетты в ВКонтакте: https://vk.com/moskovskiyteatroperetty