Первая часть публикации про великое московское переселение читайте здесь. Предыдущую публикацию мы закончили на середине интересной статьи из Советской детской энциклопедии про новое жилье. Читайте текст из энциклопедии ниже.
Однако на оборудование ванной и уборной те этими прогрессивными способами уходило слишком много времени. И строители снова нашли выход. Теперь эти два помещения изготавливаются на заводе целиком. Получается маленький домик, внутри которого уже все готово: отделаны пол и потолок, установлены приборы. Одна из стен такой сантехнической кабины — это сантехническая панель, о которой только что говорилось. Отсюда полное название домика — санитарно-техническая кабина с вмонтированным оборудованием. Снаружи кабина имеет монтажные петли, при помощи которых ее поднимают и грузят на машину, а на стройке краном ставят на место, как и панели одна на другую. Слесари и электрики только соединяют стыки труб и проводов. Экономятся время, средства и материалы.Для того чтобы дневной свет мог проникнуть в коридор, дверь в кухню сделана почти целиком из стекла. Кухня маленькая, но все же достаточно просторная, так как почти все шкафы — настенные. Подойдем к рабочему столу хозяйки. Здесь также нашли применение пластмассы. Гладкая поверхность стола не боится ни острого ножа, ни горячей кастрюли. Даже горящая спичка не оставит заметного следа. Справа от стола — газовая плита, слева — моечная раковина, над ней — два крана для холодной и горячей воды. Иногда (если в квартире одна или две жилые комнаты) кухню делают несколько больше, ставят обеденный стол, и получается кухня-столовая.Прямо из передней мы попадаем в большую комнату. Это и гостиная, и столовая. Обратите внимание на дверь: отполированная до блеска поверхность не похожа на деревянную. И все же она целиком сделана из дерева, вернее, из отходов — стружек и опилок, обработанных специальными составами, а затем спрессован-ных при высокой температуре. Если случайно провести по ее поверхности твердым предметом или поцарапать — никаких следов не останется. Направо — тоже не совсем обычная стена. Часть её, от пола до самого потолка, закрыта дверцами, будто большой шкаф вдвинули прямо в стену. Откроем дверцу. Так и есть! Внутри — полки для белья и посуды, вешалки для одежды. Настоящий большой шкаф! Такие встроенные шкафы очень удобны и занимают мало места.
Есть у встроенного оборудования еще одно ценное качество. Всем известно, как трудно заниматься или отдыхать, если за стеной шумит радио. Для того чтобы преградить дорогу шуму из одной квартиры и другую, нужно делать стены толстыми. Но чем толще стена, тем больше она весит, тем больше израсходовано на неё материала. Другой путь — сделать стену не сплошной, а слоеной, поместив внутри неё войлок, минеральную вату, т. е. изготовить звукоизолирующую прокладку. Ну а если встроить и в эту стену шкаф, он с успехом заменит звукоизоляцию. Сами вещи, находящиеся в нем, не позволят шуму проникнуть из одной комнаты и другую. Вся квартира обставлена изящной мебелью. В комнатах очень просторно, нет громоздких вещей. Куда же девались обычный большой стол или кровать? Где же тогда спать и где усадить гостей. Оказывается, всё дело в том, что мебель в нашей квартире особая: одна и та же вещь может служить по-разному. Вот кресло. Оно занимает мало места, но если вам захотелось спать, кресло можно раздвинуть и превратить в кровать. Небольшой диван тоже можно раздвигать, превращая его на ночь в широкую тахту.
Или другой случай: нам надо делать уроки. Вы подходите к книжному шкафу, откидываете крышку — и письменный столик готов. Но вот вы ждете в гости знакомых. За письменный стол их уже не усадишь. Тогда вы открываете буфет, выдвигаете складную крышку, привинчиваете пару ножек — и теперь за столом поместятся все гости!
У новой мебели есть еще одно важное свойство: почти вся она сборно-разборная. На заводе заготавливают отдельные части — панели, из которых в магазине или дома собирают готовые изделия. Такую разборную мебель легко перевозить с завода к месту продажи, а также поднимать в квартиры.
Мы обошли всю квартиру, но нигде не видим радиаторов отопления, а в комнате тепло. Если посмотреть внимательнее, то можно заметить, что стена под окнами везде немного выступает. Здесь установлены отопительные панели. Их изготавливают на тех же заводах, что и стены и перекрытия. В форму для такой панели закладывается металлическая (иногда и стеклянная) изогнутая труба — змеевик. Готовая панель представляет собой плоский параллелепипед, из которого выходят концы заложенной туда трубы. Когда панель установлена на место, нужно только присоединить концы труб к стоякам отопления. Иногда трубы отопления помещают даже в полу или потолке и тогда они уже совсем не занимают места.
У окна нет форточки. А как же проветривать комнату зимой, в сильный мороз? Неужели надо открывать всё окно? Нет, здесь сделано специальное приспособление — сквозная щель под подоконником. Она выходит наружу. При помощи винта и крышки ее можно открыть больше или меньше. Холодный воздух, попадая в комнату, нагревается отопительной панелью и постепенно поднимается вверх.
Ну а сами оконные переплеты? Из чего они? Здесь дерево тоже уступило дорогу пластмассе, которая не боится сырости и не трескается на солнце. Ее гладкую, блестящую поверхность не нужно красить. В каждом окне только одна рама, но зато с двумя стеклами, установленными на расстоянии 1.5-2 см друг от друга. Такие переплеты называются стеклопакетами. Промежуток между стеклами запаян, чтобы не проникала влага. Окно с такими рамами пропускает гораздо больше света, чем обычно.
Архитектор всегда стремится поставить дом так, чтобы все квартиры получали максимум солнечного света. Самая лучшая ориентация — южная или юго-восточная.
Наступает вечер. Можно включить свет. На стенах только розетки и выключатели, а проводов нигде не видно. Все электропровода, телефонная и радиотрансляционная сети, а также кабель антенны телевизора проложены в толще пола, потолка или под плинтусами.
Так выглядят квартиры домов, которые в большом количестве строят сейчас в нашей стране. Архитекторы и строители заботятся, чтобы советским людям жилось и них удобно."
Буквально за несколько лет Москва обросла новыми большими районами. В среднем на возведение одного дома на месте уходило всего 12 суток. Ставились и свои рекорды: одна бригада в Ленинграде смонтировала дом за 5 суток.
Интересный факт: людей в большинстве случаев по уже тогда действующему закону переселяли в рамках «Большой Москвы» в пределах одного района. Но официальное районирование Москвы изменили очень интересно.
В 1939 году границы районов города выглядели так:
А после того, как в августе 1960 г. границы города сдвинули, районы стали выглядеть так:
Начинаясь от Садового кольца, районы-лучи шли до самого МКАДа. Советское правительство хитрило, по закону теперь человека, живущего, скажем на Плющихе, совсем рядом с Арбатом можно было выселить в рамках района в самый конец Ленинского проспекта к кольцевой автодороге, а живущего у Красных ворот, например, в первый район Гольяново, куда долго добираться нужно было по разбитой дороге на автобусе:
За какие-то 10 лет «хрущевского» домостроения отдельные квартиры получило невероятное количество людей.
Люди искренне радовались и с уверенностью смотрели в будущее.
1960-е – эпоха грандиозных переездов в городе, эпоха великого московского переселения из бараков и коммуналок в отдельные, пусть и небольшие квартирки.
Как определялись площади «хрущевок»? О! Этому предшествовала огромная работа. Со среднестатистического человека сняли мерки, был такой архитектор Лазарь Чериковер, целые методички издавал и замерял, сколько нужно человеку среднего роста пространства во всевозможных бытовых ситуациях: чтобы погладить белье — 90см, умыться — 45 см, вытереться банным полотенцем — 110 см.
Однако, как видно даже по черновикам Чериковера, даже среднестатистическому человеку не всегда было удобно.
«Хрущевки» изначально строились как временное жильё, как возможность быстро и сейчас решить жилищный вопрос хотя бы для одного-двух поколений, а там к 1980 г. обещали коммунизм, а тогда и жизнь совсем другая, мол, пойдёт.
«Хрущевки» делились на разные серии, а заложенный проектом срок службы был для одних 25 лет, а для других 50 лет, то есть, самое позднее, примерно до 1985-1990 гг. и до 2010-2015 гг. Дома и той, и этой серии до сих пор стоят, а жильцы либо продают квартиры, либо терпеливо ждут расселения.
Спасибо, что дочитали. Надеемся, из двух наших статей про хрущевки вы почерпнули много полезной и новой информации. Но будет интересно прочитать ваши воспоминания, если вы помните получение квартиры в "хрущёвке"