Найти тему
Друг Народа

Как американцы быстро создали танковые войска в ходе WW2

После начала Второй Мировой войны в сентябре 1939 г. американцы задумались о своем вооружении. Для сухопутной армии основной проблемой стало отсутствие необходимого количество современных танков, а с учетом успешного применения танковых частей немецкой армией этот вопрос стал ключевым.

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

До войны танки в армии США были - еще в 1927 г. американский Штаб сухопутных сил решил сформировать небольшие механизированные части, состоящие их легких пехотных танков. До середины 1930-х годов были построены опытные образцы легких танков, причем эти танки предполагалось производить в вариантах танка поддержки пехоты и «кавалерийского» танка, которые отличались подвеской.

Опытные танки в статье рассматриваться не будут, как и мелкосерийные.

Легкий танк М1А1, личная командирская машина генерал-майора Д. Паттона. Фото из открытых источников
Легкий танк М1А1, личная командирская машина генерал-майора Д. Паттона. Фото из открытых источников

Первым был создан «кавалерийский» танк М1, который был принят на вооружение кавалерии США в 1937 г. Причем кавалеристы первоначально танки называли «боевыми машинами». Первенец получился довольно архаичным - его вооружение составляло только из трех пулеметов: пулеметы калибром 12,7 мм и 7,62 мм находились во вращающейся башне, а один пулемет 7,62 мм использовался в качестве зенитного. Причем с таким пулеметным вооружением танк был не разведывательным, а вполне линейным. Броня применялась толщиной от 6 мм до 16 мм, конструкция корпуса клепанная.

Выпущено было 148 таких танка двух модификаций, но они не применялись американскими войсками на фронте и вообще в действующей армии. Часть из них использовались как учебные машины в учебных центрах, а некоторые были переделаны для проверки новых технических решений. Т. е. относительно "свежий" (по годам выпуска) танк оказался непригодным к использованию в боевых действиях (!).

Легкий танк М2А3. Фото из открытых источников
Легкий танк М2А3. Фото из открытых источников

Еще одним танком был легкий танк поддержки пехоты М2 , который был принят на вооружение и начался производиться в 1935 г. Первая модификация М2А1 (19 серийных танков, в другом источнике 10 танков) имела три пулемета (2 в одной башне). Модификация М2А2 (238 танков) имела две башни, в каждой по пулемету и производилась в 1936-1937 гг. Танк М2А3 (с 1938 г. выпущено 73 танка) имел усовершенствованную подвеску. Были модификации с дизельными двигателями.

Легкий танк М2А4, 1-й бронетанковый полк, третьи армейские маневры. Фото из открытых источников
Легкий танк М2А4, 1-й бронетанковый полк, третьи армейские маневры. Фото из открытых источников

К 1940 г. все эти пулеметные модификации были признаны небоеспособными (суммарно 321-330 танков !) и они никогда не использовались в боях, а только в учебных целях. Наконец, в 1940 г. была создана пушечная модификация - М2А4 с 37 мм пушкой, тремя пулеметами (2 пулемета в рубке) и 25 мм броней. Всего было выпущено 375 танков, последние были поставлены в апреле 1941 г. Большинство танков этой модификации также использовалось для учебных целей. Лишь 50 танков приняли участие в составе Корпуса морской пехоты в боях за Гуадалканал в период 1942-1943 гг. Также 36 танков М2А4 попали в английскую армию, но использовались только для обучения.

Средний танк М2. Фото из открытых источников
Средний танк М2. Фото из открытых источников

Из средних танков к началу Второй Мировой войне у американцев был средний танк М2, принятый после долгих экспериментов на вооружение в 1939 г. и производившийся до 1941 г. Танк получился откровенно "мертворожденным". Первые 18 (в другом источнике 15 машин) танков М2 имели броню 25 мм, башню с 37 мм пушкой и шесть (!) пулеметов, которые обеспечивали круговой обстрел (!) - два пулемета стреляли вдоль бортов назад.

Следующая модификация М2А1 имела усиленное до 32 мм бронирование, наддув двигателя (мощность 400 л. с. вместо 350 л. с.) и прочие улучшения, которые, однако, не могли сделать из этого откровенного хлама современный боевой танк. Уже летом 1940 г. американцам стало ясно, что средний танк М2 безнадежно устарел. До 1941 г. успели выпустить еще 94 танка модификации М2А1. Танки М2 и М2А1 никогда не использовались в боях, но они пополнили уже солидный к началу войны парк учебных боевых машин.

Итак, к началу Второй Мировой войны у американцев не было современных танков, которые можно было бы использовать в войне в Европе. Все танки, выпущенные к моменту войны в Европе годились только как учебные. Таким образом, американцы остались у «разбитого корыта» и воевать в Европе и Африке руками англичан откровенно было нечем. Не было ни танковых подразделений, ни необходимого количества танков, ни современных образцов, способных противостоять современным немецким танкам.

У американцев было два пути: создавать во время войны совершенно новые современные танки, как поступили немцы с «Тиграми» и «Пантерами», но это было чревато затягиванием насыщение танками армии из-за потери времени на разработку и устранение «детских болезней» или усовершенствовать уже готовые конструкции, но это сулило ситуацию, когда новые танки заведомо будут хуже, чем танки противника (японцы не в счет).

Легкий танк М3А1 «Стюарт». Фото из открытых источников
Легкий танк М3А1 «Стюарт». Фото из открытых источников

Американцы пошли по второму пути и решили "бить" врага количеством, а не качеством. Первым «новым» американцем танком стал легкий М3 «Генерал Стюарт», который начали производить в марте 1941 г. (принят на вооружение в июле 1940 г.) Толщина брони увеличилась с 38 мм до 51 мм, была усилена подвеска - направляющее колесо большего диаметра опустили на грунт для увеличения опорной поверхности, появился дополнительный поддерживающий каток. Почти сразу же стали ставить сварную башню, которую в итоге установили даже на ранее выпущенные танки. Легкие танки М3 выпускались до августа 1942 г., было выпущено 5811 единиц. По сути легкий танк М3 имел практически ту же ходовую часть, аналогичный двигатель (7-ми цилиндровый бензиновый «Континенталь W-670» или 9-ти цилиндровый дизельный «Гайберсон Т1020»), аналогичное вооружение из 37 мм пушки и пулеметов и такую же компоновку.

Следующие модификации танка - М3А1, М3А2, М3А3 выпускались до 1943 г., когда, наконец, американцы стали производить новый легкий танки М5 «Генерал Стюарт», который мало чем отличался от М3, кроме более толстой брони. Танки М3 и М5 использовались на всех фронтах Второй Мировой войны. По сути, эти танки являлись прямым развитием легкого М2А4.

Средний танк М3 «Грант». Фото из открытых источников
Средний танк М3 «Грант». Фото из открытых источников

Развертывание в США широкомасштабного производства средних танков началось в 1941 г. с выпуска средних танков М3 «Грант». На 1940 г. был спущен план выпуска 2000 средних танков за 18 месяцев, для чего был построен новый Детройтский танковый арсенал. Этот завод был построен с помощью автомобильной фирмы «Крайслер», входящей в корпорацию «Дженерал Моторс».

Было решено, что для ускорения производства танковые заводы должны работать совместно с автомобильными заводами и разделять между собой производство. Такую идею высказал Уильям С. Надсен, президент автомобильной корпорации «Дженерал Моторс» и одновременно член Совещательной комиссии по национальной обороне.

Для ускорения производства решили производить средний танк М3 «Грант», заведомо предполагая, что это промежуточный (!) образец. Танк М3 «Грант» получился фактически установкой на средний танк М2 новой 75-мм пушки с сохранением 37-мм орудия. В остальном «Грант» имел практически такие же размеры и компоновку, аналогичный двигатель и ту же ходовую часть с вертикальными спиральными пружинами.

По мере производства разные заводы (5 разных заводов) постепенно вносили изменения - танки стали производиться с литыми корпусами и сварными корпусами. Также на М3 стали ставить разнообразные более или менее подходящие двигатели: кроме штатного авиационного бензинового звездообразного двигателя «Райт Континенталь» R-975 воздушного охлаждения, устанавливались два дизеля «Дженерал Моторс» 6-71, дизель «Гайберсон» Т-1400 и пять дизельных двигателей в спарке «Крайслер» А-57 «Мальтибэнк».

Средний танк М4 «Шерман». Фото из открытых источников
Средний танк М4 «Шерман». Фото из открытых источников

Конструкция следующего танка М4 «Шерман» проигрывала немецким танкам по характеристикам, но была приспособлена для массового производства. На танке «Шерман» использовалась ходовая часть полностью от танка М3 «Грант» с том отличием, что поддерживающие катки располагались не над ходовой тележкой, а за ней. Лишь с середины 1944 г. на танках стала устанавливаться новая подвеска HVSS.

Также на этом танке использовались все возможные варианты силовой установки от среднего танка М3.

Короче говоря, стоит сказать, что американцы при производстве танков стремились выпустить их как можно больше, особо не заботясь о техническом превосходстве своих образцов над немецкими.

Таким образом, американцы, к началу войны не имевшие нормальные боевые танки, очень быстро наладили производство более-менее приличных танков, которые основывались на базе довоенных образцов.

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

#легкий танк м1 #легкий танк м2 #средний танк м2 #ww2 #вторая мировая война #танки #средний танк м2 #танк стюарт #танк гранд ли #танк шерман

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским

Другие публикации про танки - Все «косяки» немецкого тяжелого танка «Тигр»

Два комплекта гусениц для танка «Тигр» и ж/д габариты нестандартных грузов

Полный швах в немецком танковом производстве - часть 3

Немецкий танк «Тигр» - тянем его, потянем, вытянуть не можем

Необычное руководство по эксплуатации танка "Тигр"

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц