Найти тему

Портрет явления. Как евреи в Российской империи в крестьян превратились.

Селяне...
Селяне...

Когда я читала автобиографию Троцкого - не очень поняла этот момент. Он рассказывал о своих родителях, как о земледельцах, да еще и выращивающих свиней:

Отец мой был земледельцем, сперва мелким, затем более крупным. Мальчиком он покинул со своей семьей еврейское местечко в Полтавской губернии, чтоб искать счастья на вольных степях Юга. В Херсонской и Екатеринославской губерниях имелось в те годы около сорока еврейских земледельческих колоний с населением около 25 000 душ. Евреи-земледельцы были уравнены с крестьянами не только в правах (до 1881 г.), но и в бедности. Неутомимым, жестоким, беспощадным к себе и к другим трудом первоначального накопления отец мой поднимался вверх...
Первые девять лет своей жизни я почти не высовывал носа из отцовской деревни. Звалась она Яновкою - по имени помещика Яновского, у которого была куплена земля...Отец купил у Яновского свыше 100 десятин да десятин 200 держал в аренде...
Посевы расширялись, увеличивалось число лошадей и скота. Пробовали завести мериносовых овец, но дело не наладилось. Зато свиней было много. Они свободно ходили по двору, перерыли все окрестности и окончательно погубили сад. Хозяйство велось внимательно, но по старинке. Определить, какая отрасль давала выгоду, какая убыток, можно было лишь на глаз. По той же причине трудно было определить и размеры состояния. Все средства были всегда в земле, в колосе, в зерне, зерно лежало в закромах или передвигалось к портам...
Л. Троцкий. Моя жизнь.

Как - то я спустила этот фрагмент на тормозах, а сегодня вдруг вспомнила и решила разобраться. Я никогда не углублялась в вопрос, и о дореволюционной жизни евреев в Российской империи знала только про местечки и черту оседлости. Сельское хозяйство в исполнении евреев в этих знаниях не фигурировало.

А между тем, оказывается существовало такое явление, как земледельческие колонии евреев. Находились они в Российской империи, но, в основном, на территории нынешней Украины - на осваиваемых просторах степей.

Отношение к идее скрестить евреев с крестьянским трудом, менялось у государства на протяжении 19 века. Сами попытки создания колоний тоже завершались разными результатами, ибо евреи, которые туда переселялись никогда в жизни земледелием не занимались. Но явление имело место быть.

Идея его родилась в голове Державина.

Державин
Державин

Гавриил Романович Державин (1743 - 1816 гг.) помимо того, что был поэтом, был, главным образом, успешным государственным чиновником. И занимался вопросами максимально далекими от изящной словесности.

Напомню, что еврейское население в больших количествах было получено Российской империей "в нагрузку", так сказать, при разделе Речи Посполитой. Евреи там жили, как жили, совершенно не мечтали стать подданными русских царей, но так уж получилось.

И вот в 1798 году белорусские евреи написали жалобу императору Павлу Первому на Зорича - бывшего фаворита его матери, который с некоторых пор стал местным помещиком, и относился к еврейскому населению как к своим крепостным - то есть максимально безобразно. В частности, отнимал имущество, гонял на работы в кандалах, и вообще не понимал, что евреи не являются его рабами.

Павел отправил Державина разбираться на место.

Державин съездил, проявил солидарность с Зоричем, и на этом дело затихло. Правда, Сенат, в качестве памятки еще раз утвердил, что евреи это не крепостные крестьяне, даже если они проживают на землях того или иного помещика. Евреи считались купцами или мещанами с ограниченными возможностями расселения

Но Державин в голове Павла остался человеком, связанным с еврейской темой. Практически специалистом. Поэтому, когда в белорусских землях через некоторое время разразился голод, в котором местные помещики обвиняли евреев, он опять отправил туда Державина.

Там была тонкая ситуация. Евреям было запрещено практически все - а жить они как - то должны были. И вот, получило распространение такое явление, как взятие в аренду у местных помещиков евреями производства и продажи водки. Самостоятельно они этим заниматься тоже не могли, и стали посредниками между теми же помещиками (которые этим заниматься могли, но ленились) и крестьянами в этом промысле. А промысел был потрясающе выгодным. Просто продать тонну зерна, или продать водку, которая произведена из этой тонны зерна - имело огромную разницу в прибыли, в пользу варианта с водкой. Собственно, помещики часто сами гнали водку и реализовывали ее через кабаки (шинки), которые держали евреи, причем - по драконовским закупочным ценам, так что евреи были вынуждены продавать водку крестьянам еще дороже.

Тут всплывает вопрос - а кто этих крестьян гнал покупать на последние деньги водку в эти шинки - но ответ на него остается за кадром.

В итоге, пока годы были урожайные, круговорот водки приносил огромные барыши помещикам, малую, но стабильную прибыль евреям - шинкарям, и обычную бедность крестьянам.

А вот когда год выдался неурожайным - крестьяне стали голодать, ибо между хлебом и водкой выбирали, на последние деньги водку. А помещики, оправдываясь перед надзорными органами, показали пальцем на евреев, как на источник всех проблем.

Державин приехал, это все увидел, и сообщил начальству туманно - "всяк свою выгоду имеет...".

А затем родил обширный документ, "Мнения сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев‚ о их преобразовании и о прочем", в котором выдал много идей как можно преобразовать жизнь евреев, с учетом их особенностей, так, чтобы почти всем было хорошо. Именно в этом документе и профигурировала идея сделать евреев земледельцами. Там было еще много разных мыслей, но, поскольку, общее отношение к евреям у автора было негативное, то и мысли сводились к "сослать" и "принудить".

Однако реализацией решения вопроса с евреями занялись уже при Александре Первом, в созданном Еврейском комитете, который поначалу тоже возглавил Державин. Но Александр был не Павел. "Сослать и принудить" его не устраивало, так что Державин на своей должности долго не задержался, но вот сами его идеи остались на рассмотрение.

В общем, не буду вас мучить деталями, сразу скажу итог.

Много обсуждали, даже с евреями советовались, и на выходе выдали пространный документ, который обрекал на нищету десятки тысяч евреев. Им было запрещено жить в деревнях и селах, держать шинки и постоялые дворы и вообще маячить в сельской местности. Справедливости ради надо сказать, что евреи в этой сельской местности много чем разным занимались. Например, держали мельницы, или разводили рыбу... И вот всех попросили на выход - в города. А города только за чертой оседлости, в которых было избыточное количество еврейского населения, которое, в свою очередь, существовало впроголодь.

В общем - вот так.

Евреев начали из белорусских сел массово выселять. Идти им было некуда. В городах и без них существовала острая конкуренция за кусок хлеба - и в этих условиях припомнив советы Державина, было решено этих несчастных переселять в Новороссию - осваивать целину.

И реально, они туда аж побежали - альтернативой была голодная смерть.

Вот так появились еврейские колонии на южных землях Российской империи, население которых потом было приписано к крестьянам и занималось земледелием.

Колонисты.
Колонисты.

Чего это людям стоило - другой вопрос.

Представьте, что вас выселили в степь, дали лопату, и вот вы теперь вдруг крестьянин. А вы вообще не в теме. И вокруг - сухая земля, которая в принципе никогда не обрабатывалась...

Так начинали колонисты.

Средства, которые казна выделяла на их адаптацию - безбожно разворовывались, люди в новом климате и диких условиях - болели и массово умирали, но... но колонии там появились.

И даже, как мы прочитали уже у Троцкого, колонисты потом начинали покупать земли у местных помещиков, и непрестанно трудясь, и на всем экономя постепенно разворачивали хозяйство...

Между Александром Первым и родителями Троцкого был период многих экспериментов с этой темой со стороны российского правительства, но суть в том, что еврейские колонисты отлично освоили целинные земли Новороссии, превратив ее из голой степи в плодородный рай.

Да - это сделали еврейские крестьяне. И это был их первый опыт работы на земле.

Не буду вам рассказывать, что все закончилось коллективизацией и созданием колхозов - вы сами это понимаете...