Период взросления характеризуется различными особенностями поведения ребёнка. В 15-18 лет подросток начинает прощупывать почву и постепенно брать ответственность за свою жизнь. Марина Буняк — заведующая кафедрой «Социальной и семейной психологии» на факультете психологии и педагогики ИСТиК рассказала про особенности поведения ребёнка в период 15-18 лет.
Группу повзрослевших детей уже не назовёшь подростками. Это молодёжь. Поведение можно охарактеризовать двояко:
- с одной стороны, декларация автономии
- с другой, зависимость от родителей материального характера.
Автономия проявляется там, где подростковая сепарация не была подавлена родителями. Если сепарации не произошло, тогда можно наблюдать и протестные реакции, и демонстрацию принадлежности к субкультуре, и проявление инфантилизма одновременно.
Если сепарация происходит, то подросток во многом избавляется от родительских стереотипов и противостоит попыткам жёсткого директивного управления и вмешательства в жизнь.
Во втором случае, взрослым приходится переходить с распоряжений на переговоры. И это правильно. Это способ сохранить качественные отношения с ребёнком, что очень важно.
Если подростковый сепарационный период прошёл в большей части успешно, то родители отмечают более ЛЕГКОЕ общение с ребёнком. Если сепарация не завершена, то вспышки раздражения, гнева, протесты в самых разных формах продолжаются.
В любом случае, поведение молодёжи направлено на обретение и поддержание независимости. Только осознавая себя ещё одним взрослым в семье, молодой человек может достигнуть уровня самоопределения и осознания собственной идентичности. И через них выбрать свой путь и место среди людей.
Если вам интересна тема взросления детей, тогда приглашаю вашего ребёнка на терапевтическую программу «Создаю будущее», где подростки 15-18 лет смогут создать и укрепить основу своей жизни: https://school.aryazancev.ru/sozdayu_buduschee