Представить отечественную рок музыку без таких вещей как «Я хочу быть с тобой» или «Взгляд с экрана» невозможно. Для конца 80-х годов группа, для которой писал свои стихи Илья Кормильцев, была одной из самых значимых. Думаю, я не преувеличу, если скажу, что на тот момент популярность Вячеслава Бутусова была сопоставима с известностью Виктора Цоя и точно превосходила славу Юрия Шевчука. Позже, в 90-х их известность выровнялась, а Виктор Цой так и вовсе превратился в легенду. Однако я собирался поговорить не о наших группах, а о человеке, который создавал тексты для одной из них. И прямо скажу, случай Кормильцева в некотором смысле уникальный для нашей страны.
Привычка лезть к микрофону не имея для этого вокальных данных, испортила массу отечественных коллективов с неплохими текстами. Как-то вот так сложилось у нас, что если человек сочиняет, то он автоматически должен стать вокалистом. Илья Кормильцев на сцену как раз наоборот не стремился. Он вообще не производил человека интересующегося рок музыкой. Скорее он был похож либо на сотрудника НИИ, либо на преподавателя в институте. Да собственно научной деятельностью он и занимался. Одним из самых примечательных фактов биографии Ильи Валерьевича является образование. Дело в том, что он химик и, как и полагается свои три года отработал по специальности, но в итоге его куда больше увлекли языки и внезапно археология. Вообще о его жизни есть замечательная книга Александра Кушнира под названием «Кормильцев. Космос как воспоминание». Её я категорически рекомендую к прочтению. Мне же в рамках небольших размышлений остаётся только отметить простой факт. Наверное, именно вот эта разносторонность и дала тот самый магический результат в виде великолепных стихов.
Можно взять любую песню за его авторством периода 80-х годов и убедиться в том, что он брался за любые сюжеты. Главный же успех заключался в том, что все эти сюжеты были знакомы любому советскому человеку. Кто тогда не знал о существовании Ален Делона? Все знали, так же как знали о тройном одеколоне. Простая рифма, но она сработала.
Рискну предположить, что образы, которые рисовал Илья Кормильцев в своих стихах, были знакомы всей стране ещё и по той причине, что сам он предпочёл жизни в Санкт-Петербурге учёбу в родном Свердловске. В Питере он проучился ровно год и затем вернулся домой. Так что отчасти именно ему город обязан своей славой третьей столицы русского рока. Не напиши он свои песни для Бутусова далеко не факт, что Свердловск занял бы эту нишу.
Будучи большим поклонником Бутусова естественно я знал, что автор большинства хитов не он. И распад группы в 1997 году был для меня не то что бы ударом, но я точно был недоволен. На тот момент я надеялся, что последующие проекты Бутусова будут всё так же связаны со стихами Кормильцева, но оказалось, нет. Каждый из них пошёл своим путём. Я же в свою очередь к концу 90-х увлёкся вообще другой музыкой и потерял из виду весь наш русский рок.
Всплыл в моей жизни Илья Кормильцев внезапно к середине нулевых годов. Мне попалась в руки книга, где автором был Ник Кейв, а вот переводчиком как раз Кормильцев. На тот момент я подумал, что это просто совпадение фамилии и имени. Но позже были Чак Паланик, Ирвин Уэлш и Джек Керуак. Всё с тем же переводчиком. Можно ли было предположить в середине 90-х годов, что человек написавший «Я хочу быть с тобой» или «Утро Полины» займётся подобной литературой?
Естественно в итоге у Ильи Кормильцева были конфликты с властью. Та литература выпуском которой он занимался, не могла не вызвать пристального интереса с её стороны, но во всей этой истории мне не даёт покоя один момент. Ведь на протяжении долгих лет в первую очередь человек был поэтом. Занятие переводами и выпуском каких-то книг дело благородное. Только почему он перестал заниматься тем, чем умел, непонятно. Да, у него там был проект после расхода с Бутусовым, но толку от него никакого не было. Есть история о том, что он мог начать сотрудничество с группой «Браво», но это так и не произошло. И в итоге последнее десятилетие своей жизни он отдал чужому творчеству.
Лично мне очень жаль, что человек с таким огромным талантом и потенциалом вместо поэзии работал с чужими текстами. Безусловно, такая работа тоже важна, но теоретически мы могли бы услышать ещё не одну хорошую песню, положенную на его стихи. С другой стороны возможно магия его стихов работала только в совокупности с музыкой Бутусова. И после их размолвки никому другому не удалось бы создать такие же великолепные песни.
Наверное, для кого-то Илья Кормильцев останется борцом с цензурой или, проще говоря, с ветряными мельницами, но для меня он в первую очередь всё же большой поэт. Ирония же в том, что он именно советский поэт. Потому что Советский Союз вырастил этого человека, а не новая Россия. Здесь можно было бы начать рассуждать о том, что как только кончились поэты с советским образованием так сразу же и стихи в отечественных песнях стали примитивными, но не буду. Для думающих людей это и так очевидно. Отмечу лишь то, что лично мне не хватает Кормильцева.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.