Найти тему
Игорь Орлов

Два способа послушания: опыт святителя Игнатия и преподобного Порфирия.

Оглавление
Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Два разных способа послушания показали в своем подвижническом пути двое святых: святой 19 века – святитель Игнатий Брянчанинов и святой 20 века – преподобный Порфирий Кавсокаливит.

В чем особенности двух этих способов? И как понять, какой способ послушания подходит тому или иному человеку?

Об этом ниже.

Послушание выше поста и молитвы.

Это народное выражение, идущее от святых, стало часто повторяемым.

Почему?

Потому что сами пост и молитва являются способами послушания…Богу.

Непослушание Богу совратило людей в родовой и индивидуальный грех.

Послушание возвращает к Богу, соединяет с Ним. А пост, молитва и другие духовные упражнения лишь средства такого послушания. В меру, во благо и честно совершаемые.

Понимать Волю и Промысл Божий, Истину Божью и следовать ей – вот первооснова.

Если нет понимания и последования Богу (не людям, не власти, не моде, ни еще чему-то, а именно Богу), то пост, молитва и все иные действия становятся духовно бессмысленными и безблагодатными. Действия совершаются (иногда упорно, настойчиво и яростно), а благодати от Бога не приносят.

Два способа правильного послушания показали святитель Игнатий Брянчанинов и преподобный Порфирий Кавсокаливит.

Увидим их.

Послушание святителя Игнатия.

Об этом было несколько статей на этом канале. Не хотелось бы повторяться. Скажу лишь основные вещи:

- Святитель Игнатий был успешным, хорошо образованным человеком, аристократом - Дмитрием Брянчаниновым, но захотел стать подвижником Божьим. Свои сильный ум он посвятил Богу. Свой "склад ума" заполнил Божьим.

- Он много читал святой литературы: Библию, святых и очень хотел найти себе наставника, как это было в традициях раннего христианства. Святитель Игнатий считал это одним из главных условий - стать послушником у опытного наставника и через это учиться правильной духовной жизни.

- Святитель Игнатий стал послушником у святого Льва Оптинского, но ушел, вскоре, от послушания.

Святой Лев ( в схиме - Леонид) Оптинский. Как человек обладал сильным характером и мужеством (о нем были статьи на канале ранее)
Святой Лев ( в схиме - Леонид) Оптинский. Как человек обладал сильным характером и мужеством (о нем были статьи на канале ранее)

- Причины ухода: преп. Лев пытался «выбить» из него аристократа, а свят. Игнатий хотел найти наставника, не выбивающего из него что-то (кроме греха), а помогающему в стяжании благодати и добродетелей Божьих. Если бы святитель попал бы под руководство таких столпов древности как египетские подвижники, Максим Исповедник, Григорий Палама или Григорий Синаит, то конфликта, возможно бы, не возникло. Но он не нашел таких.

- С такой же сложностью - найти наставника - столкнулись и сам преп. Лев Оптинский, и афонский святой старец Иосиф Исихаст, и многие другие подвижники.

Преподобный Иосиф Исихаст. По своим человеческим качествам обладал сильным лидерским характером и настойчивостью.
Преподобный Иосиф Исихаст. По своим человеческим качествам обладал сильным лидерским характером и настойчивостью.

- Их послушание стало послушанием Евангелию и святым. То есть книгам, а не живому человеку - наставнику. Они не нашли живых наставников, но учились через поучения ранее живших святых. Таков был способ их послушания.

- Если бы святитель Игнатий смог бы "изгнать" из себя аристократа, то он стал бы вторым Арсением Великим. Так говорил о нем, в частности, преп. Варсонофий Оптинский. Но Бог распорядился иначе.

Преподобный Варсонофий Оптинский. Как и святитель Игнатий он был из военных и образованных людей, но нашел наставников в Оптиной пустыни и обретал благодать Божью через послушание им.
Преподобный Варсонофий Оптинский. Как и святитель Игнатий он был из военных и образованных людей, но нашел наставников в Оптиной пустыни и обретал благодать Божью через послушание им.

-Святитель Игнатий стал "аристократом" в духовной жизни, оставил красивые и умные творения, образец высокой духовной культуры, литературного слога и стиля, которые помогают людям в духовной жизни. Разве к Богу приходят только простолюдины и малограмотные люди? Нет, самые разные (по уму, образованию, статусу и т.д.). Бог открыт каждому и нужен всем. Благодать Божья (обретаемая через послушание) меняет в человеке не характер, а глубину и смысл его жизни, раскрывает в нем лучшее, высшее, Божье.

Послушание преподобного Порфирия Кавсокаливита.

О его послушании стоит прочитать в книге: "Преподобный Порфирий Кавсокаливит: житие и слова". Очень интересная книга.

Святой Порфирий честно пишет о себе, что мечтал с детства попасть на Афон и попал. Что он очень любил своих старцев и слушался их, хотя они были и строги.

Но в афонском монашестве и послушании есть одна особенность: старцы там не любили много говорить и проповедовать, учить жизни "на словах". Они представляли свободу послушнику, чтобы он сам учился, через свой опыт и действия. Но если послушник совершал ошибки, впадал в прелесть - то старцы вмешивались тотчас и твердо.

Свобода, творчество, личностный компонент - не подавлялись, а прелесть и грехи - пресекались строго. Вот мудрость афонцев, о которой ведает святой Порфирий.

Порфирий Кавсокаливит был из простой семьи, имел образование один неполный класс начальной школы. Но он с детства обратился в монашество, очень любил Христа и своих наставников. У него не вызывали неприятие те задачи, что они ему ставили. Он доверял им, следовал им. Никакого конфликта не возникало. Просто потому что он любил своих наставников и доверял им. Там, где любовь и доверие, там и Бог, там и послушание Ему. Вот простые истины опыта послушания старца Порфирия.

И это второй способ послушания. Когда человек любит и доверяет тому, кого считает своим пастырем от Бога. Способ безопасный и качественный.

Послесловие.

Часто приводятся слова святителя Игнатия Брянчанинова (например, проф. Осиповым А.И.), что еще в 19 веке святитель Игнатий заметил, что нет больше духоносных старцев.

Но ведь в 19 веке было сильное оптинской старчество (и послушание) и такой проблемы в Оптиной не возникало. Равно, как в 20 веке сильно старчество на Афоне и там таких проблем не возникает.

Старчество и послушание никуда не исчезало.

Но есть вот какой феномен: год от года люди становятся все более своенравными, «умными», самонадеянными, и потому им сложно дается послушание…Богу.

Велики сомнение, страхи, эгоизм, недоверие, мало любви. И, потому, сложно послушание Богу современным людям. Не лелеять эти качества надо, а приносить покаяние в них от сердца.

Старец есть тогда, когда есть послушник, который ему доверяет. Если завтра все станут непослушными, то исчезнет и старчество.

Что останется?

Все "умны", но никто не живет по Богу и не являет в этом пример. Вот, что будет.

Преп. Порфирий Кавсокаливит (и не только он) рассказывал, что если к старцу на Афон приходил человек, готовый через старца узнать и последовать Воле Божьей, то старцу открывалась эта Воля Бога и он наставлял на нее.

Если же человек был упрям и своенравен, "себе на уме", живший в без покаянной своей правоте, то Бог не открывал старцу истины о таком человеке и не давал благословений и слов сказать напутствие.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.