Почему человеку полезнее терпеть страдания, нежели испытывать удовольствия, рассказал священнослужитель Фёдор Бородин.
В послание к римлянам апостол Павел пишет:
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает…»
Опытность или по-славянски искусство — это искусство духовной жизни. К сожалению, без скорбей (апостол сказал, что многими скорбями подобает нам войти в Царство Божие) очень мало у кого получается быть всё время сосредоточенным на поиске пути на Небо.
Скорби свои и скорби других людей показывают нам тщетность земных удовольствий, их преходящность, их невысокую ценность, и делают нашу жизнь реальной. То есть мы понимаем цену всему тому, что нас окружает.
Причём люди праведные, ищущие Бога, не всегда это знают. Приведу цитату из Книги Екклезиаста:
«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу…»
О чём здесь речь? О похоронах. Ты сходил на чьи-то похороны и понимаешь, что в любой момент Господь может забрать и твою душу. И так же твои родственники соберутся у твоего гроба и будут плакать. И будут ли плакать?
А ещё важно представить, сколько людей соберётся на панихиду по тебе через десять лет после твоей кончины? В скольких сердцах ты оставишь добрую память о себе? Такую, чтобы людям захотелось прийти и за тебя помолиться.
Продолжу цитату:
«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья…»
Напомню, что «глупый» и «мудрый» — это в данном случае синонимы праведного и неправедного человека. То есть человека, ищущего святости, и человека, не стремящегося к ней.
Да, печалей и скорбей много. Господь ведёт нас разными путями. Есть люди, которые проходят мимо скорбей, а есть такие судьбы, которые наполнены скорбями. Почему? Мы не знаем. Это — не наше дело.
Есть знаменитый диалог, оставленный в древних монашеских писаниях, который повествует о том, как однажды преподобный Антоний Великий, основатель монашества, видя, что происходит вокруг него, возопил: «Господи, как же так, почему грешники и злодеи благоденствуют и живут долго и в здравии, а праведники живут так мучительно и тяжело?»
И Господь ответил: «Антоний, внимай себе. То — суды Божьи, и тебе неполезно их знать».
Поэтому мы должны, прежде всего, внимать себе и своему пути. Если в нашу жизнь пришла скорбь, надо принять её как от Господа. Это нам дано для того, чтобы мы глубже и серьёзнее относились к жизни. И дай, Бог, нам силы, чтобы мы тоже, как и апостол, могли сказать, что мы хвалимся этими скорбями.
В другом послании апостол говорит:
«Мне нечем хвалиться, только крестом Христовым, которым я распят миру, а мир распят мне».
То есть, если мы все свои страдания осмысливаем, как подражание кресту Христову, то они становятся для нас спасительными.
И вот апостол, приближаясь к концу своей земной жизни, говорит, что ему нечем хвалиться, разве только крестом Христовым. Только этими страданиями. Удивительно, ведь апостол столько всего сделал, исцелял сотни людей, воскрешал их, такие чудеса великие совершал. Но он этим не хвалится. Он хвалится только страданиями Христовыми, то есть крестом Христовым. Почему? Как мы это для себя можем понять?
Когда мы будем yмирaть, когда для нас настанет преддверие страшного суда, то мы увидим, что даже всё наше добро в той или иной степени было относительным. Потому что даже наши добрые дела в большинстве своём поражены тщеславием, себялюбием, гордостью… Мы ждём похвалы. Мы считаем себя праведниками.
А принятую скорбь очень трудно оценивать как праведность. Но именно ею и можно спастись. Больше надежд именно скорбями войти в Царство Божье, говорится в Священном Писании.
Поэтому терпение скорбей, во-первых, даёт христианскую опытность, то есть искусство христианской жизни. А, во-вторых, ведёт человека ко спасению.
У многих святых отцов встречается мысль, что если человек не хочет жить аскетично, если он в себе не преодолевает плотского человека, а живёт так, как живётся, то Господь восполняет эти излишества, восполняет отсутствие телесного усилия через телесные скорби, то есть через болезни. Потому что человеку с больным телом преодолевать страсти легче, чем в здоровом состоянии.
Ещё статья: Как справиться с душевной болью? Объясняет священник Андрей Ткачёв.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
#православие #христианство #Фёдор Бородин #веравбога #религия #скорби #царствонебесное #священноеписание #страдания