Уж если я чего решила, то дочитаю обязательно. Вот и «Историю Российского государства в повестях и романах» дочитала. Книга «Он уходя спросил» последняя в этом цикле. Несмотря на то, что действие в романе происходит столетие назад – в начале ХХ века. Можно было бы ещё писать, но нет. Конец Истории.
Здравствуйте!
По версии Бориса Акунина, Российское государство закончилось в 1914 году, когда из страны выдворили последнего представителя семейства, которое на протяжении 14 томов неразрывно было связано с русской землёй. В каждой книге цикла действовал герой с родовой меткой – пятном посреди лба.
Ах, какие это были герои!
Византийский интриган Дамианос, трогательный князь Клюква, обаятельный авантюрист Яшка Шельма, самовластная новгородская вдова Настасья, мудрый Маркел Трёхглазов.
То ли древний род измельчал, то ли авторская фантазия иссякла, но в последних романах персонажей с меткой на лбу пришлось двигать на вторые роли. Развивать сюжет они не могли ввиду очевидной примитивности.
Но если в предыдущих книгах Катины-Ларцевы ещё проявляли признаки жизни, то последняя из меченых, Мари Ларр – персонаж абсолютно картонный. Как будто вырезана из зарубежного детектива, пересказанного онлайн-переводчиком.
Мари Ларр – родная дочь Адриана Ларцева из «Дороги в Китеж». Высокие принципы мешали её отцу жить в России, отчего он периодически уезжал в Америку. Туда же автор сослал и Мари. Получив образование за границей, молодая женщина превратилась в Супервумен – борца со злом. Она возглавляет знаменитейшее сыскное агентство. И эту безупречно-картонную даму привлекают для расследования сложного дела на российской почве.
Само расследование ведёт Василий Иванович Гусев, начальник Департамента полиции. Именно он – главный герой и одновременно повествователь. Человек, который целью своей жизни видит охрану Порядка и противостояние Хаосу.
Я желал производить впечатление незыблемой скалы, ходячей цитадели государственного порядка. И знаю, что мне это удавалось. Шесть пудов и шесть футов солидности, авторитетности, мужественности – таков был прежний Василий Иванович Гусев, статский советник и кавалер.
Василий Гусев и Мари Ларр расследуют похищение шестилетней девочки из богатейшей семьи.
Да, это детектив.
Написанный по-настоящему, по-акунински. Не в лучшем смысле этого слова.
С одной стороны, поклонники раннего творчества Акунина найдут здесь то, что в своё время принесло писателю популярность и любовь читателей.
А с другой стороны – всего этого с избытком. По мере чтения нарастает ощущение: где-то уже это было.
Постмодернист Борис Акунин частенько злоупотреблял литературными аллюзиями. Но теперь решил заимствовать у самого себя.
«Он уходя спросил» удивительно содержателен. В небольшую по объёму книгу поместились и «Статский советник», и «Коронация», и «Нефритовые чётки», и «Любoвнuца cмepти». И даже «Странный человек» из «Смepти на брудершафт». А кроме того, по страницам периодически пробегают реальные исторические лица – или похожие на них персоны.
Детективная канва тоже выдержана в традиционной для автора модели: профессиональные сыщики рьяно берутся за дело, собирают улики, преследуют злодеев – и раз за разом попадают пальцем в небо.
Хотя читатель, едва узнав обстоятельства дела, может догадаться, кто стоит за исчезновением Даши Хвощовой, девочки с нарушением свёртывания кpoви. Сыщики тоже могли бы сообразить – в конце концов, если верить роману, бoлeзнь царевича Алексея ни для кого не тайна.
Читать или нет - решайте сами!
Feci quod potui, faciant meliora potentes.
#книжный клуб ямадама
#книжныйклубямадама #детектив-клуб ямадама #акунин #борисакунин #историческийдетектив #историяроссийскогогосударства