Древние Греки называли этот народ Скифами. Геродот, рассказывая про их бытописание, утверждал, что они расселены на обширных территориях от Понта до Кавказа. Хочу заметить, что древние греки считали Кавказом современный Памир, Тянь-Шань и Гиндукуш. Но сам народ и их восточные соседи: Согдийцы, персы и хорезмийцы называли себя саки.
В школе при изучении истории древних времён, нам мало рассказывают об этом времени, потому что надо охватить за весь учебный год целый пласт древней истории от времён австралопитека до падения Древнего Рима. По этому об этих народах ученики узнают поверхностно. Более увлекательно о них рассказал Михаил Задорнов в монологе про «зайца и саков». Но в его шуточном монологе была доля шутки, а всё остальное правда. А правда заключалась в следующем этот народ в специфичности своего быта невозможно было покорить. Саки были кочевниками. Оттого и обитали обширных степях от Северного Причерноморья до гор Алтая и Тянь-Шаня. По всей этой степи раскинуты огромные и не очень курганы скифских или правильно называть сакских вождей. До сих пор их содержимое является предметом археологических исследований.
В Иране на знаменитой Бехистунской скале высеченной по приказу персидского правителя Дария I, саки упоминались как покорённый народ. Но это не так. Саков невозможно было покорить, с саками или скифами можно было заключить союз. При любой попытке начать с ними войну, саки просто съезжали со своих стойбищ и стоянок и переселялись в другие места.
Хоть саки и были кочевниками с единым языком и культурой, но уже тогда они начали разделяться между собой. Персы их стали различать по месту жилья и образу обитания.
Так из Бехистунской надписи мы узнали о саках хаумварака – землепашцах, живших по берегам реки Сырдарьи или Яксарт, такое название носила эта река в древности. Часто такое случалось, что кочевники перенимали опыт у земледельцев и таким образом становились началом новго народа.
Саки тарадарайя – живущие за рекой. Опять же жившие за рекой Яксарт саки. Такими называли почти всех считавшихся этим народом. Но так или иначе одни саки прибывали к берегам Сырдарьи, а другие откочёвывали на другие пастбища более с более богатой растительностью.
Саки тиграхауда – носящие остроконечные шапки или колпаки. Эти саки пронесли свой головной убор, по которому можно отследить историю их путешествия по огромной кипчакской степи. В русских летописях оно именовалось Диким полем, а обитателей этого Поля половцами. В тех же русских летописях можно узнать о кочевом народе Чёрные клобуки, это были потомки тех самых саков в остроконечных шапках. А потом в веке восемнадцатом они поселились по берегам ещё не засохшего Арала, но уже они были известны под другим названием Каракалпаки – Чёрные колпаки. Где они обитают и в наше время. Со своим языком, культурой. Есть у них даже свой эпос «Кирк-киз – Сорок девушек».
Саки участвовали во всех завоевательных походах, которые проводили персидские правители, от того у греков возникло представление о том, что персы покорили этот народ. Но это представление было ошибочно. И в этом убедился Александр Македонский, ставший легендой для всего Ближгнго Востока и Средней Азии. С лёгкостью захватив огромную, по тем временам, империю, которую Ахемениды создавали столетие, начиная с Кира II. Когда Александр наконец покорил Согдиану, он попытался переправиться через Яксарт и дать сражение сакам. Но случилось для него непонятное. Саки просто ушли, оставив пустые стойбища. После чего в расстроенных чувствах Александр, чтобы не потерять авторитет в глазах общественности отправился покорять Индию.
Древние Саки сильно повлияли на персов и их вооружение. От саков персы приняли в свой арсенал боевой топор САГАРИС. Прообраз будущих рубяще-забивающих приспособлений. А от персов этот топорик эволюционировал более совершенные орудия убийства. Таким образом он стал частью вооружения всех стран Старого Света.
#история #загадкиистории #древниймир