Если вы не в курсе, кто такие тверские карелы, а природная любознательность заставила вас нажать на этот пост, не поленитесь, почитайте пост, где я рассказываю об этом уникальном этносе. https://zen.yandex.ru/media/id/630de4349d80f2138357f327/630e4da897060875ff21888e
По переписи 2010 тверских карел оставалось около 7 тысяч (в их числе и мой отец, поэтому тема мне близка). С тех пор, к сожалению, эта цифра, судя по убывающей динамике, только уменьшилась.
В истории человечества масса исчезнувших и исчезающих народностей. И если раньше народы сокращались в основном по естественным причинам неурожая и голода (что особо заметно на примере островных цивилизаций) и физического уничтожения в ходе войн, то в наши дни причины скорее в тихой ассимиляции, вливании одних наций в другие с потерей собственной культуры и языка. Я отношусь к этим процессам спокойно, рассуждая, что это природный ритм, эволюция, вечное движение и трансформация, так было и так будет.
НО. Когда речь идет о тебе самом, о твоем этносе, культуре и языке твоих бабушек и дедушек, что-то в душе начинает ворочаться и вытягивать шею. Ведь это ТВОЕ и часть ТЕБЯ. Не знаю, как у вас, у меня с годами тяга к корням крепчает, а размышления о жизни прародителей занимают все больше.
Мне повезло, в поисках себя мне есть куда приезжать и еще есть с кем поговорить. Чудом и трудами старших родственников сохранился дом моего прадеда, тверского карела, Суслова Алексея Павловича.
Дом Алексея - огромный бревенчатый сруб, почерневший, местами скошенный, но поразительно твердо стоящий на ногах (огромных камнях) вот уже более ста лет. Сруб стоит в абсолютной глуши, добраться до него можно, если а) дорогу не развезет б) не заметет в) вы точно знаете путь (указателя на съезде в деревеньку нет, как и сети). Такой настоящий гаджет детокс и рехаб. Спасибо, дедушка...
Дом прадеда стоит в 10 км от села Толмачи, поэтому история семьи тесно связана с этим селом. Это довольно крупное поселение (в постсоветское время численность села стабильно сокращалась, но и сейчас тут проживает около 600 человек, что немало для тверских сел), подавляющее большинство жителей которого - этнические тверские карелы. Сотни лет Толмачи были центром притяжения людей из деревень района, а в советский период здесь работало несколько производств, школа, ясли, больница, библиотека, техникум, гостиница, метеостанция и даже аэродром.
Этимология слова Толмачи прозрачно намекает на лингвистические таланты поселенцев:
"толмач" с тюркского - переводчик, переговорщик.
Удивительно, но факт: название появилось еще до переселения карел в эти места, во времена татарско-монгольского ига, так что вероятно, толмачи здесь упражнялись в русско-тюркских переводах.
Да, времена татаро-монгольского ига - совсем уж древняя история для этих мест, так что кроме самого названия не осталось никаких артефактов. А вот следующие несколько веков прошли в этих местах под знаком карельской культуры: в начале 17 века более 30 тысяч карел переселились на территорию Тверской области и даже сегодня Толмачи называют "карельской столицей Тверской области".
Впервые я увидела Толмачи почти 20 лет назад, в 2003. Мне почти 17, позади школа, впереди университет. В родовое гнездо съехалась моя карельская родня, потомки моего прадеда, тверского карела, Алексея Суслова. Приехали кто откуда: Россия, Украина, Эстония, Казахстан. Большая дружная семья вне границ. Покатушки на стареньком зиле со скамьями в кузове, заплывы в прозрачной красноватой Тихвинке. Деревянный сруб клуба в Прудово: еще работающий, с портретом моего деда, Суслова Василия Алексеевича, ветерана ВОВ, на доске почета. Походы гурьбой в лес по грибы и ягоды, вкуснейшие калитки из горячей печи. Сеновал под крышей дома, на котором с легкостью размещалось на ночлег вся наша большая компания.
Вечерами - туманы, баня по-черному, странные звуки с полей, грозди звезд на небе. Удивительное чувство, что лучшее - впереди.
Потом была большая семейная встреча в 2011, когда мы собрались в Толмачах на 100-летний юбилей нашей бабушки, тверской карелки, Марии Алексеевны Беляковой (в девичестве Сусловой). Бабушка Мария в свои 100 лет была в здравом уме и твердой памяти, узнавала всех своих многочисленных родственников, рассказывала истории молодости, интересовалась как кто живет. Фантастика.
В 2022 Толмачи представляют собой грустное зрелище. Проблемы все те же, общероссийские: убитые дороги, разрушающиеся фасады уцелевших исторических зданий, безработица, закрытые и развалившиеся предприятия и соц. объекты. Особо тяжелое впечатление в этот приезд на меня произвел полуразрушенный деревянный домик сельской библиотеки и визитная карточка Толмачей - постапокалиптичного вида огромная церковь 1830 года постройки, которую вроде бы реставрируют, но, кажется, процесс разрушения идет быстрее процесса реставрации.
Но в последний наш приезд, 20.08.2022, Толмачи было не узнать. В этот день в замершую жизнь угасающего села ворвался фестиваль карельского пирога "Калитка". Я, конечно, краем уха слышала о нем, но совсем не представляла масштабов. Огромное скошенное поле организаторы превратили в ярмарку: со сцены вещали чиновники, выступали народные коллективы, гудели мастер-классы и аттракционы, уставшие дпсники пытались регулировать движение сотен машин на узких улочках села. На сайте проекта я не нашла статистики посещения, но по моим ощущениям, народу было около двух тысяч. Вероятно, в прошлые годы было еще больше людей (в 2022 по понятным причинам гостей из зарубежья было меньше). Карельские костюмы, песни, ремесла, угощения...но главное - люди.
Фестиваль "Калитка" в Толмачах - уникальная возможность увидеть этот исчезающий народ, тверских карел, в таком масштабе. По истине, удивительное, грустно-радостное зрелище. Как говорится, успейте увидеть...теперь 19.08.2023