Экстренный приезд главы Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ) Гросси на Запорожскую атомную электростанцию 1 сентября разворачивался по всем канонам приключенческого жанра. Здесь была и томительная неопределенность - состоится визит или нет, причем до самого последнего момента. Были бои в районе АЭС, действия диверсантов и обстрелы. За всем этим наблюдал в составе группы иностранных и российских журналистов корреспондент «МК».
От Бердянска, откуда в пять утра стартовали журналисты, до Энергодара, где находится Запорожская АЭС, километров 200. При хорошем раскладе часа три езды. Но на деле дорога заняла почти шесть часов. И все ради безопасности журналистов. Организаторы поездки специально выбирали наиболее безопасный маршрут. Но, к сожалению, он оказался куда более извилистым, да еще и по разбитым украинским дорогам.
От журналистов потребовали отключить мобильные телефоны. Как рассказали военные, большое количество работающих мобильников в одной точке - хорошая цель для прилета. Желающих сорвать поездку журналистов на АЭС, которую ВСУ регулярно обстреливают, много.
Несколько раз останавливались, ждали команды сверху. Военные, которые обеспечивали безопасность, докладывали оперативную обстановку. Рано утром две диверсионные группы ВСУ попытались на десантных катерах высадиться на берегу Каховского водохранилища, в трех километрах от АЭС. Попытка была пресечена, лаконично рассказал военные.
Потом были сообщения о прилетах в Энергодаре. К тому моменту, когда автобус с журналистами, наконец, добрался до АЭС, обстановка лучше не стала. В район прилетели со стороны ВСУ четыре снаряда, были погибшие и раненые среди местных жителей, в том числе ранен ребенок. И потому всех журналистов прямо из автобуса сразу загнали бегом в бомбоубежище рядом с административным корпусом АЭС. Там потянулись часы ожидания главы МАГАТЭ.
Гросси добирался на Запорожскую АЭС, которая находится по российским контролем, с территории Украины. Это было требование Киева. Сообщалось, что он по настоянию украинской стороны задержался на несколько часов в Васильевке, где действует переход с украинской территории на подконтрольную России.
Возможно, украинская сторона во что бы то ни стало хотела сорвать приезд инспекторов МАГАТЭ в Энергодар. Ведь в чем суть проблемы? Украинские войска обстреливают АЭС , но обвиняют в обстрелах… Россию. Логики искать в таких заявлениях не стоит. Но скрытый смысл понятен: Киев очень хочет вернуть под свой контроль станцию, которая во многом обеспечивает электричеством освобожденные от ВСУ районы Запорожской и Херсонской областей. Это ведь такой мощный козырь в свете предстоящих референдумов в этих районах: проголосуете не так - отключим свет. Да и вообще, АЭС - мощный инструмент ядерного шантажа. И Киев очень бы хотел перетянуть МАГАТЭ на свою сторону. Ну, или хотя бы нейтрализовать, не допустив инспекторов на станцию, чтобы те не узнали правды.
И вот супер-новость: Гросси все же доехал и вот-вот будет на станции.
В кортеже Гросси несколько черных авто с украинскими номерами. Сам он передвигался по станции больше пешком. На нем была белая каска и фирменная куртка МАГАТЭ - IOAE.
Группу инспекторов МАГАТЭ во главе с Гросси сопровождали работники АЭС, а также представитель Росатома Ренат Карчаа. Он давал пояснения иностранцу, показывая результаты обстрелов.
- Есть доказательства, с какой стороны был прилет? - спросил Гросси возле одного из мест разрыва боеприпаса.
- Да, баллистика показывает, что снаряд прилетел с северной стороны водохранилища, а там украинские войска, - ответил представитель Росатома.
Мест таких прилетов много. Например, хвостовик реактивного снаряда «Смерч» так и остался в земле, в ста метрах от хранилища отработанного ядерного топлива. Если бы такой мощный снаряд взорвался в самом хранилище, получилась бы настоящая «грязная» атомная бомба, то есть радиоизотопы распылились на большой территории, деля ее непригодной для жизни и работы на долгие-долгие годы. Прилетел «Смерч» откуда-то из-под города Марганец, где сейчас ВСУ.
Один снаряд разрушил трубы системы охлаждения реакторов. Трубы быстро починили, но вода до сих пор в этом месте сочится. Рядом пострадал цех по производству жидкого азота. Вылетели окна, есть внутренние повреждения.
Главе МАГАТЭ показали огромные цистерны с гидравлической жидкостью, которая используется в системах технического обеспечения АЭС. Цистерны посекло осколками, отверстия пока не заделали, из них струится техническая жидкость.
Журналистам показали также фрагменты иностранного дрона-камикадзе, который был сбит на днях над территорией АЭС. Он нес граммов 300-500 гексогена, но, слава богу, не успел принести вреда объектам АЭС.
От вопросов журналистов во время обхода АЭС Гросси уклонился. «Мы пока работаем», - был его ответ на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию.
За несколько часов глава МАГАТЭ пешком обошел все ключевые объекты крупнейшей в Европе атомной станции. По итогам осмотра высказался предельно лаконично. Так что о том, к каким выводам пришла комиссия МАГАТЭ, можно будет судить из официальных сообщений организации.
Хочется надеяться на то, что выводы будут профессиональные и не политизированные. По крайней мере, уже сам приезд главы МАГАТЭ в «горячую точку», внушает на это некоторые надежды.
Энергодар, Запорожская область
Читайте также: "Миссия МАГАТЭ оказалась некомпетентной для оценки украинских обстрелов"
Автор: Сергей Вальченко