Потребительский спрос — это то, насколько востребован товар. Запускать бизнес без оценки этого параметра нельзя: можно оказаться не в тренде, не получить заинтересованных клиентов. В итоге разориться. Отслеживать спрос нужно постоянно, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и продолжать развивать компанию.
Виды спроса и динамика изменений
Спрос со стороны покупателей неодинаков и зависит от ряда факторов. Самый простой пример: мороженое летом продается лучше, чем зимой. Потому что жарко, люди хотят охладиться. А хлеб покупают круглый год, ведь это базовая пища. Поэтому специалисты выделяют несколько видов спроса:
- Повседневный — то, что нужно постоянно. Бытовая химия, предметы гигиены, обычные продукты питания. Из одежды: нейтральные джинсы и футболки, офисные комплекты и т.д.
- Эпизодический — очень высокий в определенные моменты. Например, цветы к первому сентября или 8 Марта.
- Периодический — зависит от сезона: купальники к лету и шубы к зиме.
На спрос можно отчасти повлиять. Например, сформировать импульсивный, если сделать хорошие скидки. Но здесь надо учитывать, есть ли в принципе желающие приобретать товар. Например, отдача от дискаунта при отрицательной тенденции будет минимальна.
Как исследовать спрос
Запускать продукт в продажу небезопасно, есть риск потерять немалые деньги. Поэтому надо использовать методики предварительного исследования. В общем виде они выглядят так:
- Оценка объема потребления и покупательской способности. Очень дорогие товары никогда не будут продаваться в том же количестве, что и дешевые. Хлеба всегда купят больше, чем омаров. Но если у людей повышается средний доход, то может возрасти спрос на дорогостоящие товары.
- Оценка потребления и влияние технологического прогресса. Устаревшие телефоны будут дешевле новых.
- Анализ предпочтений покупателей. Здесь важна ЦА — можно продавать и строгие костюмы, и футболки с провокационными надписями. Необходимо понимать, на кого ориентироваться в том или ином случае.
В интернете анализируют поисковые запросы, предложения конкурентов, ассортимент на рынке. Также важно отслеживать общие тенденции в выбранной нише, посмотреть динамику изменений за предыдущие годы. Обязательно принимать во внимание отзывы покупателей.
Среди популярных инструментов — поисковые системы и их показатели частотных слов, трендов. Хорошо работает парсинг конкурентов, особенно если они давно в нише и собрали ядро постоянных посетителей. Важно общение с поставщиками, отслеживание общей тенденции по рынку.
Инструменты для отслеживания потребительского спроса
Маркетплейсы предлагают автоматизацию всех бизнес-процессов. Отслеживание потребительского спроса не исключение. Продавец также может воспользоваться адаптированными под свои задачи внешними инструментами.
Они предлагают автоматизацию всех процессов. В том числе отслеживание потребительского спроса. Например, я рекомендую HunterSales. Вот что он умеет:
- Давать подробную статистику по товарам, нишам, брендам, поставщикам. Учет с апреля 2020 года.
- Показывать точные данные по возвратам и отгрузкам поставщика.
- Показывать продажи даже цифровых товаров, которые не видны другим алгоритмам.
- Выгружать отчеты в Excel. Например, графики цен и остатков, отзывы за все время наблюдения.
- Предоставлять различные возможности для аналитики: расширение Chrome, Telegram Бот, веб-клиент.
Вы будете видеть «как на ладони», что происходит с вашим бизнесом. Этот инструмент автоматизирует большинство процессов, которые нужны для аналитики потребительского спроса. С его помощью всегда можно понять, куда направляется рынок.
Подписывайтесь на канал, задавайте в комментариях вопросы. Обязательно отвечу в следующих публикациях.
Читайте еще: