Найти тему
Другое мнение

РПЦ опубликовала для обсуждения проект правил экзорцизма

В настоящее время Русская Православная Церковь принимает отзывы и обсуждения на тему экзорцизма.

Межсоборным Присутствием РПЦ подготовлен документ «Позиция Русской Православной Церкви в отношении современных практик экзорцизма», в котором обсуждается история обряда экзорцизма и его современная практика в различных Поместных Церквях, а также предлагаются духовные указания о том, как правильно проводить экзорцизм.

Документ размещен на сайте Межсоборного Присутствия, где до 30 октября проходит обсуждение. Документ начинается так:

Церковь рассматривает одержимость злыми духами как особое состояние, которое по разным причинам может быть терпимо Богом. Без попущения Божия одержимость бесами, как и всякая телесная или душевная немощь, не может коснуться человека.

В Церкви существует особый молитвенный чин по освобождению людей от бесовской одержимости, отмечается в документе, тем самым отдавая дело в руки Божии. Писание и апостольские отцы показывают, что экзорцизм — это древняя практика, а особые литургические обряды развивались, по крайней мере, с 3 века.

Русская Церковь обратилась к другим Поместным Церквям, чтобы узнать об их нынешней практике, и выяснила, что экзорцизм не практикуется в Александрийской, Антиохийской, Элладской, Польской и Православной Церкви в Америке. В других местах экзорцизм проводятся с ограничениями и правилами.

Русская Церковь также настороженно относится к злоупотреблениям со стороны как совершающих, так и участвующих в обряде экзорцизма.

В некоторых случаях при совершении обряда экзорцизма больные подвергаются унижениям или психологическому насилию, что недопустимо. К злоупотреблениям такого рода относятся массовые обряды «экзорцизма» с привлечением посторонних «зрителей», а также фото- и видеозаписи с последующим публичным распространением записей и фотографий.

С другой стороны, насилие со стороны участников включает в себя магическое восприятие, когда экзорцизм рассматривается как замена истинной, покаянной духовной жизни.

Но злоупотребления не являются поводом для отмены обряда, в документе говорится:

Необходимо иметь в виду, что оставление действительно одержимого человека без соответствующей духовной помощи может привести к тяжелым последствиям для него, например, отчаянию или даже самоубийству.

Так, Русская Церковь предлагает условия правомерности применения обряда изгнания нечистой силы:

  1. Его может совершать только священник, имеющий благословение своего правящего епископа. Церковь ожидает высокой духовной жизни от экзорциста, который готовит себя молитвой, постом, исповедью и причащением. Но в то же время священник изгоняет бесов не своей силой, а силой Божией. Духовный опыт также необходим, чтобы определить, кто действительно нуждается в экзорцизме.
  2. Обряды экзорцизма предназначены только для одержимости бесами, которую следует отличать от душевной болезни и нездоровой религиозности. В то же время пытаться лечить какие-либо духовные расстройства клиническими методами некорректно. Священнослужителям рекомендуется ознакомиться с основами психиатрии, чтобы в случае необходимости они могли направить прихожанина. Они также не должны путать одержимость с зависимостью. Экзорцизм не заменяет покаяние и жизнь в Таинствах.

В заключение в документе говорится:

Тем верующим, которые нуждаются в обряде экзорцизма, а также тем, кто уже прошел его, необходимо помнить, что христианское отношение к одержимости состоит в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности, в покаянии, изменении своего образа жизни. Только значительное изменение как внутреннего устройства своей души, так и внешнего устройства жизни может привести к полному освобождению души от влияния темных сил. Благоугодно ли Господу избавить человека от одержимости после экзорцизма или нет, это нужно принять с должным смирением и благодарностью к Богу.