Тот, кто хочет стать великим, должен думать о будущем. Это непреложная истина. Если человек озабочен только удовлетворением своих сиюминутных потребностей, вряд ли его имя войдет в историю и останется в памяти будущих поколений.
Но даже по настоящему талантливые и гениальные люди чаще всего либо ограничивают себя созданием новаций в своей узко специализированной отрасли, либо даже в рамках своей узкой специальности не пытаются заглянуть далеко вперед.
Подавляющее же большинство людей мыслят в основном планами ближайщих лет или десятилетий.
И лишь единицы позволяют себе смелость представить, каким будет человеческой общество в отдаленном будущем. Это задача колоссальной сложности и глубины анализа, требующая огромного объема научной информации.
Одним из таких редких смельчаков, пытавшихся "штурмовать небо" и выстроить научно-обоснованную модель общества далекого будущего был выдающийся русский и советский биолог, палеонтолог, геолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов (1908-1972 гг.)
Считается, что это задача неподъемная для одного человека и под силу только целым научным институтам и крупным научным объединениям с неограниченных числом научных сотрудников и нелимитируемым объемом финансирования.
Подобных, например, современной американской глобальной исследовательской и разведовательной структуры "Рэнд корпорэйшн", специализирующейся на разрушении "враждебных" США государств, в "активе" которой значится в том числе и развал СССР.
Только вряд ли американское правительство согласится тратить такие же колоссальные деньги не на разрушение, а на созидание - на реализацию задач прогнозирования состояния человеческого общества на несколько десятилетий или столетий вперед.
Ведь в представлении глав американских финансово-промышленных кругов, их философов, социологов и ведущих политиков идеальное общество на планете Земля в лице США уже существует, и это их идеальное творение нужно только охранять и защищать...
Иван Ефремов родился в деревне Вырица под Санк-Петербургом в семье. купцов-староверов, Отношения с родителями у него не сложились. Уже в 12 лет Иван порвал связи с семьей и окунулся в пучину революции и гражданской войны.
После Гражданской войны он учился, плавал матросом на Тихом океане. Романтика приключений и научного поиска влекла Ивана Антоновича с детства, когда он открыл для себя книги Жюля Верна. Ефремов был влюблен в море, однако тяга к науке все же перевесила.
Богатырская физическая сила (Ефремов гнул пальцами железные подковы), незаурядные интеллектуальные способности, огромная воля и целеустремленность позволили этому бывшему беспризорнику и "сыну полка" экстерном за 2.5 года окончить школу.
Те же 2,5 года ушли у Ефремова на получение высшего образования. В 23 года, еще учась в университете, он сделал свое первое открытие. Еще не имея диплома о высшем образовании, Иван Ефремов, еще слушая лекции в университете, без защиты диссертации стал кандидатом наук.
Степень доктора биологических наук за открытие огромного кладбища костей древних ящером в пустыне Гоби и создание целого научного направления в современной палеонтологии - тафономии, науки о законах залегания в слоях горных пород древних органических останков, была присвоена ему в 34 года.
И все главные герои книг Ефремова чем-то похожи на своего создателя. Они такие же сильные и добрые, смелые и решительные, верные и преданные в дружбе и любви, ищущие новые открытия и стойко преодолевающие любые испытания.
Своей жаждой приключений и отрытий, преданностью дружбе и неиссякаемым оптимизмом они напоминают героев Жюля Верна, а своим не знающим преград интеллектом, железной логикой, силой воли и смелостью - самых привлекательных героев Эдгара По и Артура Конан Дойля.
Творческая мысль ученого и писателя-фантаста устремлялась как в глубины прошлого -"Великая дуга" ("На краю Ойкумены"), "Таис Афинская"; так и рисовала перед восхищенными читателями картины предполагаемого будущего человечества - "Звездные корабли", "Сердце змеи", "Туманность Андромеды".
И при этом основой произведений Ефремова служат его глубокие и разносторонние знания в различных областях естественных и общественных наук, начиная с истории Древнего Египта и кончая техничесикими аспектами возможных в будущем межгалактических путеществий.
Книги Ивана Ефремова, насыщенные множеством малоизвестных фактов из самых разных научных отраслей: истории, физики, биологии, палеонтологии, геологии, географии, привлекают любого человека даже просто с познавательной точки зрения, возбуждают в читателях интерес к науке и к научному поиску.
В отличие от зарубежной западной фантастики, в которой картина будущеего человечества авторски выстроена достаточно произвольно и зачастую выглядит попыткой привлечь внимание читателей и издателей любыми средствами, у Ефремова мы найдем совершенно иной, научный подход.
У западных фантастов ради популярности и привлечения читателей все идет в ход, начиная от неудержимых фантазий, рисующих чудовищные инопланетные существа, и кончая запугиванием страшными перспективами грядущего разрушения человеческой цивилизации.
Достаточно вспомнить "Войну миров" Г. Уэлса, "Солярис" С. Лема, "Космическая одиссею 2001 года" А. Кларка или "Первый контакт" М. Лейнстера, в которых внеземной разум преставлен в самых антигуманных и враждебных человеку проявлениях.
Будущее у Ивана Ефремова предстает в виде оптимистической и гуманистической научной гипотезы, подкрепленной целым рядом бесспорных научных фактов и накопленных и общепринятых в мировой науке знаний.
Так в повести "Сердце змеи" весьма любопытно прочитать авторское, излагаемое устами одной из героинь, биолога Афры Деви, обоснование неизбежной антропоморфности, встреченных в будущем, инопланетных существ.
Эта "ученая из будущего" говорит о том, что "человечество давно отрешилось от когда-то распространенных теорий, что мыслящие существа могут быть любого вида, самого распространенного строения".
"Облик человека, - утверждает Ефремов, - единственного на Земле существа с мыслящим мозгом, не был, конечно, случаен и отвечал наибольшей разносторонней приспособленности такого животного, его возможности нести громадную нагрузку мозга и чрезвычайной активности нервной системы".
Сам человек еще в животном состоянии, благодаря развитию мозга, избавился от узкой видовой специализации строения своего тела, обусловленной его конструктивной приспособленностью к ограниченным рамках образа жизни любого животного.
Продолжение следует...