Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Урок Президента 1 сентября. Что Лукашенко хотел донести до своих «учеников»?

Кто мы и откуда? Зачем нам историческая память? Прошла ли она красной нитью через наши учебники? Чем мы можем гордиться, а что было в нашей истории плохого? Эти вопросы Александр Лукашенко задавал 1 сентября своим «ученикам» и отвечал на них сам по время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее».

«Учениками» Президента в первый день учебного года стали учащиеся 10-11 классов школ, учреждений ПТО и ССО, студенты вузов, аспиранты, а также представители профессорско-преподавательского состава, ученые и другие лица. Несколько десятков человек лично присутствовали на уроке во Дворце независимости, остальные смотрели его удаленно по месту своей учебы. И еще миллионы пар глаз, к которым этот урок непосредственно не относился, смотрели его перед экранами своих компьютеров и телефонов. Оно и понятно: любое публичное выступление Александра Лукашенко является значимым событием.

После введения к уроку Президент перешел не к изложению основной его темы, как это традиционно делается, а к вопросам своим «ученикам». Аудитория зала во Дворце независимости поднапряглась. Вряд ли кто ожидал такого поворота, но «ученики» сориентировались, не стушевались при ответе. Вопросы были заданы и тем, кто занимается исторической наукой, и тем, кто ее преподает, и тем, кто ее осваивает в стенах учебных заведений.

Как потом признался Президент, практически все ответы его «учеников» так или иначе повторяли то, что он сам заготовил для урока. То есть, можно сказать, что мысли и «учителя» и «учеников» по заданной теме в целом сошлись.

Одной из главных мыслей урока Главы государства, на мой взгляд, было историческое обоснование нашего права на свое государство (которое сейчас некоторые пытаются оспорить). Наши корни очень древние. Президент начал экскурс в историю с Полоцкого и Туровского княжеств, еще раз повторил однажды высказанную мысль о том, что в Великом княжестве Литовском большую часть населения составляли славяне, а государственным языком был древнебелорусский. Был отмечен период нахождения белорусских земель в составе Российской Империи, когда белорусы сформировались как нация.

-2

Особое внимание было уделено советскому периоду нашей истории, когда мы начали строить свою государственность на советской основе. Тогда белорусы, наравне с русскими, украинцами и народами Закавказской республики, создали могучее государство СССР, без которого не решался ни один вопрос в мире.

Подойдя к современности, Александр Лукашенко признался: никто не знает, что будет завтра. Очевидно, что идет передел мира. Из монополярного он станет многополярным. Но как мы к нему придем — бескровно ли или через горячую войну — не известно. И, конечно, наверняка не известно, какое место в новом мире займет Беларусь.

Наверное, к этому вопросу Президент в итоге хотел подвести своих «учеников». Не раз уже повторено, что поколение тех, кто сейчас находится у власти, не сегодня-завтра уйдет, и будет только помогать тем, кто придет на смену. Куда новое поколение руководителей поведет страну и народ?

Ответ на этот вопрос зависит не столько от будущих руководителей, сколько от белорусского народа в целом. Исходя из исторического понимания нашего права на свое государство, учитывая обстановку вокруг нас и во всем мире, именно нам решать, куда мы пойдем.

Автор: Надежда Саблина