Не секрет, что вплоть до середины 90х в западнонемецком обществе царила атмосфера абсолютной информационной изоляции относительно событий в период WW2: Общепринятая легенда в самом её брутальном виде представляла собой максимально выхолощенный и до боли в глазах обелённый вариант истории, где солдаты и офицеры Вермахта (общевойсковые соединения армии) выполняли лишь свой армейский долг, а некие преступные приказы и, собственно, весь ужас тех лет - был делом рук нацистов и органов СС. Точка.
Простыми словами - немецкому обществу сознательно подменяли историю, в которой не было места ни концлагерям, ни военным преступлениям, ни всего того, что унесло десятки миллионов человек. Т.е. с одной стороны, общество было в курсе всех перечисленных выше событий, но, с другой стороны, оно себя с ними ни в каком виде не отождествляло! Такое вот коллективное "забывание" - амнезия, касающаяся всего, что связано было с той войной.
Буквально во всём были виноваты Гитлер, Гиммлер, Геринг и иже с ними - верхушка Третьего Рейха, некие нацисты и опять же отряды СС - всё.
Даже получившее в начале шестидесятых огласку массовое истребление евреев не стало причиной прозрения общества - всё те же персонажи были в очередной раз объявлены преступниками - благо, все они давно были мертвы - мол, что с них теперь спросишь?!
И даже ставшее откровением для многих немцев коленопреклоненное покаяние Вилли Брандта (тогдашнего канцлера), совершённое в 1970 в Польше в связи с подавлением Варшавского восстания, всё ещё оставляло гигантские пробелы в той табуированной части истории.
Страсти по этому поводу кулуарно кипели в западной Германии вплоть до объединения с восточной - это событие послужило безусловным катализатором - восточногерманское общество было взврощено в противоположном идеологическом ключе и без каких либо пробелов в знаниях собственной истории.
Настоящей же бомбой фактически разорвавшей на мелкие кусочки образ незапятнанной армии, стала выставка "Война на уничтожение: Преступления Вермахта в 41-45 годах", открывшаяся в Гамбурге в 1995 году. Немецкому обществу в явном виде вернули ту часть истории, в которой в газовых камерах концлагерей погибали сотнями тысяч неугодные, а блокада Ленинграда перестала быть просто общевойсковым эпизодом на восточном фронте.
Массовые казни, побои и издевательства, разрушенные города - безмолвные фото наделали столько шума, что выставку несколько раз даже пытались сжечь. Автором и идеологом выставки был известный немецкий правозащитник и телепродюсер Ханнес Георг Хеер, стараниям которого выставка получила широкую известность и невероятный общественный резонанс.
Только представьте: Прошло 40 (!) лет с момента окончания войны, когда западногерманское общество наконец-то очнулось от того волшебного сна, и в нём фактически началась ломка сознания..
Но всё это было лишь преамбулой к моей истории сегодня, дорогие мои читатели))
Возможно, что после 95 года в силу вновь открывшейся дискуссии в обществе, в первую очередь, благодаря стараниям Ханнеса Хеера, уровень осведомлённости равно, как и появление новых материалов для преподавания в общеобразовательных школах Германии каким-то образом отразились на массовом сознании.. Возможно..
Но, увы, лично в моей истории это было не так.
Говорю об этом как участник событий, происходивших в конце восьмидесятых - начале девяностых, в ту пору в роли учащегося немецкой гимназии, перекочевавшего из одной системы координат (в виде хорошей советской школы) в совершенно иную (и не менее достойную, с точки зрения, немецкого общества гимназию), как по манере преподавания, так и в идеологическом смысле.
Настолько иную, что известная мне уже пару лет до этого (а было мне уже 12) таблица Менделеева стала ни много ни мало - таблицей Майера. На мой закономерный вопрос «при чём тут Майер и кто это вообще такой??», преподаватель химии, пожимая плечами, бросила мне сквозь зубы что-то типа «ну, где Химия 🧪 ⚛️ (величайшая из наук), и где какой-то там, цитирую, «Манадалаеф»??! Мол, абсурд и лженаучные сведения..
Это в качестве небольшого примера масштабов того «цунами» из полуправды, недомолвок или же откровенной лжи, что обрушились на мой ещё только формировавшийся разум. И случай из кабинета химии был ещё цветочками))
Ровным счётом всё из того, что к тому моменту было в моём багаже из сферы гуманитарных наук, оказалось пустым звуком. В той части немецкого общества по поводу России и русских придерживались той части мнения, что, если о покойном нельзя сказать хорошего, то.. Да, да - ЛИБО НИЧЕГО!
И, если в самом начале меня это в основном забавляло, то добравшись год спустя до изучения WW2 мне стало откровенно не по себе. Общее количество уроков по теме - 16. Из них, посвящённых событиям на восточном фронте - ЧЕТЫРЕ!! Оцените МАСШТАБ сокрытого от немецкого общества, где в высшем по рангу из общеобразовательных учреждений (ещё были Hauptschule - аналог советских «восьмилеток» и Realschule - десятилетняя форма обучения, где в основном готовят будущий офисный планктон либо абитуриентов для низшей ветви вузовской системы Германии) первостепенным и по-настоящему масштабным событиям посвящено было всего около четверти времени. А в тех иных видах школ (после общения с ровесниками) этой теме было посвящено не более пяти уроков, и основная масса была уверена в том, что войну выиграли Штаты. И да, они что-то слышали про участие СССР. Но это неточно))
Так вот и моя история! Поняв, начиная с конца первого урока на тему WW2, что мне предстоит принять участие в формальном уничижении заслуг моих предков и тогда ещё живого деда, что прослужил с конца 44го до середины 50 на Зап. Украине (и без того униженного советским государством тем, что до конца его жизни оно так и не удосужилось признать его участником боевых действий, но это совершенно иная история), я понял, что необходимо ДЕЙСТВОВАТЬ 😎 И попросил у исторички сделать серию докладов на пол-урока на каждом из 4х, что были посвящены «восточному фронту» - благо это было озвучено ею лично и работало в качестве доп. баллов для итоговой оценки в году.
Поднаторев к тому времени в основах бытия нового для меня общества, я, как и было положено, формализовал список тем, чему должны были быть посвящены мои мини-рефераты, не только у исторички (фрау Ситтель), но и у ректора (даже завуч в этой местности звучит значительно более пафосно)).
А знаете ли, приготовиться к такого рода задаче во времена, когда интернет - это нечто, о чём слышали избранные, а его содержимое - в целом не представляет практического интереса, а в частности - является помойкой из ftp серверов без банальных файловых каталогов и без намёка на графический интерфейс)) Ну, жили мы в иные времена и моей Меккой на время стала библиотека местной Fachhochschule (та самая низшая ветвь вузовской системы), где я, кстати, впервые и побывал в интернете, позабыв о нём на пару следующих лет в силу описанных предложением ранее причин))
В силу направленности вуза, библиотека в нём была под стать и книги по истории были там, мягко выражаясь, не в чести)) Благо, уже в те времена доступ к большинству текстов можно было получить посредством объединённой вузовской библиотечной сети западной Германии, а так как в ней было полным полно монографий и из восточного блока, то проблем с подготовкой информации у меня не стало))
Надо отметить, что восточногерманские историки не были склонны к сентиментальности и работы их, к примеру, по блокаде Ленинграда отличались от советских в первую очередь тем, что у каждого события была очень точная справка о том, кто именно, в каком звании, по приказу какого командира выполнял ту или иную миссию - очень толковый подход, когда хочешь знать своего кровника, не иначе.
Работа закипела, впереди было самое интересное..
Продолжение истории читайте на канале ➡️