Найти тему
Путешествуй с пользой

Трамвай ещё не отзвенел своё: как за 100 лет изменился самый экологичный вид транспорта?

Оглавление

О трамвае часто судили в категориях модно и не модно. За 100 лет своего существования этот вид транспорта пережил и расцвет, и забвение. И, кажется, он опять покоряет города.

Как у нас и как у них

В России, Германии и США почти одновременно появилось такое изобретение как электрический трамвай. Его независимо друг от друга придумали русский ученый Пироцкий, немец Сименс и американец Дафт. Но именно компания Сименса первой воплотила в жизнь это изобретение.

Предшественником трамвая была конка. Это такой вагон, который везли по рельсам лошади. Существовали и трамваи на тяге, приводимые в движение канатом. В Сан-Франциско в 1880 году сделали канатную дорогу, которая существует до сих пор. В Петербурге подобные машины не прижились из-за очень сильного шума. Зато по рельсам по зимней Неве ходили «ледяные» трамваи. Первый электрический трамвай в Петербурге пошел в 1899 году. В Европе и США это случилось на несколько лет раньше.

Современный московский трамвай
Современный московский трамвай

А что в Москве?

В Москве для прокладки трамвайных линий необходимо было освободить проезды от конных путей. В 1901 году Дума выкупила конку у Первого Бельгийского акционерного общества. Далее был принят проект первой очереди трамвая.

Торжественную закладку рельсовых путей провели в 1903 году на Александровской площади - ныне площадь Борьбы, что недалеко от метро "Новослободская".

Спустя год состоялось открытие трамвайной линии. Движение запустили на участке от Тверской заставы по улицам Лесной и Божедомке до Сухаревской площади, чуть позже переоборудовали линию конки от Красных ворот до Сокольнической заставы. Кстати, самая первая линия метро в Москве продублировала самый популярный маршрут трамвая - от Сокольников!

Вагоны были изготовлены по типу вагонов Беккера, полученных из Германии. Их внутренняя отделка выполнена из красного дерева, там были зеркальные стекла, жалюзи из дерева, поперечные скамейки и яркие лампы освещения.

Кроме заграничных, вагоны такого же типа сделали и на наших заводах. И те, и другие украшались гербами города Москвы, и были весьма комфортными для пассажиров.

Трамвайные забастовки

В 1905 году начались «трамвайные забастовки». Свое недовольство выразили кондукторы, которые являлись самой низко оплачиваемой категорией трамвайных рабочих, а к ним присоединились и другие рабочие. Забастовщики останавливали движение трамваев 11 раз, требуя повышение заработка. Их требования были частично учтены. Забастовки трамвайщиков прекратилось в марте 1907 года, почти на два года замедлив строительство второй очереди трамвая.

В каком районе трамвай более ценили?

К 1910 годам основные линии пролегали в западной части центра с образованием дуг на Садовом и Бульварном кольцах. Как только открылось движение на Марьинской линии, так ценность владений в этом районе значительно повысилась. На пустырях, занятых ранее огородами, стали строиться новые дома.

В 30-е годы трамвайная сеть охватывала Бульварное и Садовое кольца и все соединяющие их улицы, также были проложены линии на окраины. Трамвай стал доминирующим видом транспорта, и пассажиропоток достигал максимума. После открытия в 1935 году первых линий метрополитена трамвайные линии, совпадающие с ними по направлению, стали снимать.

В 40-х годах некоторые трамвайные маршруты заменяютя на троллейбусные. Потом разорвали «трамвайное кольцо», но проложили линии в районы, лишенные метро: Медведково, Чертаново, Перово и Новогиреево.

В 80 годы строительство трамвайных путей почти не велось. А в 90-х началась новая волна снятия линий на крупных магистралях.

Новый век трамвая

В сентябре 2017 года Москве на её День Рождения подарили не только парк Зарядье, но и трамвайное кольцо! Да, именно в тот День города случилось торжественное открытие трамвайного кольца на площади Белорусского вокзала.

Фото в день открытия трамвайной линии
Фото в день открытия трамвайной линии

До начала 2000-х около Белорусской конечная остановка трамваев находилась со стороны Лесной улицы. Но тогда выяснилось, что бизнес-центры нам нужнее, и это кольцо было убрано.

В течение нескольких лет по Лесной курсировал трамвай-челнок от Белорусской до Центра Толерантности - в ту бытность там располагался музей "Гараж" Дарьи Жуковой. Такой трамвай-челнок был лишь болезненным напоминанием о трамвае до Сокольников.

Но с 2017 года на новом месте – надо признаться, на более удобном, чем прежде с точки зрения транспортных потоков – мы имеем трамвайное кольцо. И по новым рельсам катятся новые вагоны, которые преобразились.

самый первый трамвай по Белорусской едет. сентябрь 2017 года.
самый первый трамвай по Белорусской едет. сентябрь 2017 года.

В любом случае, трамвай отнюдь не отзвенел свое: меняется конфигурация вагонов, кладут технологичные покрытия на трамвайные рельсы, делая их ход мягким и бесшумным, а сами трамваи прячут свои «рога». Этот вид транспорта развивался и жил вместе с городом, история города - это его история.

Кто знает, может в условиях транспортного коллапса мегаполиса будущее как раз за самым экологичным видом транспорта - трамваем?

Ещё Вам может быть интересно:

От Поленова до Цоя - почему нужно прогуляться по Арбату?

Порт пяти морей: всё про Москву-реку и её мосты

Ходынка: яркие и печальные страницы в истории московского района

#трамвай #транспорт #москва