В День знаний, 1 сентября, вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальной и средней школы. Татарский язык теперь будут преподавать как государственный, а первые и пятые классы смогут перейти на пятидневку.
Госстандарт третьего поколения
ФГОСы начального и основного общего образования были утверждены ещё 31 мая 2021 года приказами Минпросвещения РФ. Обновлённые ФГОСы «должны обеспечить личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание». По ФГОС третьего поколения содержание программ должно быть вариативным. Это значит, что школы должны больше ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ, в том числе с учётом способностей и интересов обучающихся.
В обновлённых стандартах сформулированы максимально конкретные требования к предметам всех школьных программ всех уровней, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит? Например, по математике вместо абстрактного «владения основами математических знаний», прописанного в прежнем ФГОС, потребуется знать вполне конкретные таблицу умножения и теорему Пифагора, и не только знать, но и уметь применять их для решения математических задач.
Чёткий стандарт обучения позволил скорректировать количество учебных часов как в начальной, так и в средней школе. И поэтому школам вроде бы будет легче перейти на пятидневную учебную неделю.
Воскресенья не хватает
Хотя переход на пятидневку возможен давно, но не обязателен. В управлении образования по Нижнекамскому району «ВГ» пояснили: «Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» продолжительность учебной недели определяет сама школа. При этом решение о пяти- или шестидневной учебной неделе должно приниматься исходя из особенностей учебного процесса и с учётом мнений всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей и самих обучающихся».
В прошлом году Нижнекамск стал площадкой для эксперимента: ученики начальных классов 17 нижнекамских школ учились 5 дней в неделю. Учебную программу для этого, правда, пришлось сократить. В этом году на 5-дневное расписание перейдут практически все младшие классы школ города и Камских Полян. Шестидневка остаётся для сельских младшеклассников.
«Мы провели опрос среди родителей, чьи дети уже перешли на пятидневку в прошлом году. Они отметили, что благодаря такому режиму им удалось больше проводить время с детьми. Это является важным фактором в развитии ребёнка», - отметил на августовской педконференции руководитель управления образования Айдар ГАРИФУЛЛИН. Но насколько успешным оказался эксперимент - неизвестно. Замначальника управления образования Айзиряк РАМАЗАНОВА говорит, что его результаты можно будет оценить через 3 года, когда обучающиеся окончат начальную школу и будут известны степень усвоения учебного материала и качественные показатели личностного развития детей.
В пятидневной неделе большинство участников образовательного процесса видят сплошные плюсы. Например, по субботам можно высыпаться и детям, и родителям. Два выходных дня ещё дают возможность проводить больше времени с семьёй и друзьями, чаще выезжать на природу. Легче становится и педагогам, у которых появляется полноценный выходной.
Но для того чтобы перейти на пятидневку, школам не обойтись без пересмотра образовательных программ и сокращения времени на освоение учебного материала. И это может стать весомым недостатком. А может и не стать, тем более что государственный стандарт прописал, чему стоит учить детей и чему они должны научиться.
Сюрприз года
Ещё в начале текущего года министр образования и науки РТ Ильсур ХАДИУЛЛИН сообщил, что новый стандарт содержит учебный предмет «Государственный язык республик Российской Федерации». Татарский будет включён в обязательную часть учебного плана по заявлению родителей. Программы обучения по новому предмету разработаны и включены в федеральный реестр. «Родители сами выберут для ребёнка, какой предмет он будет посещать - либо «Государственный язык Республики Татарстан - татарский язык», либо «Родной язык», - заявил министр.
«Каждый гражданин имеет право на изучение своего родного языка, а мы создаём условия. Выбор языка - за родителями, а предмет в учебном плане есть. Дети, которые не владеют татарским языком, могут изучать этот язык как государственный, это разрешается», - подчеркнул Ильсур Хадиуллин.
Изучение второго иностранного языка может осуществляться по заявлению учащихся и их родителей. При этом у пятиклассников изучение второго иностранного языка станет необязательным.
Взять и отменить?
Сейчас в школах татарский язык изучается, по сути, факультативно. То есть ученики, выбравшие в качестве родного языка, например, русский или чувашский языки, вполне себе законно не изучают татарский язык. Теперь же татарский язык вводится в обязательную программу как государственный. И это в родительско-школьном сообществе вновь разожгло дискуссию. В соцсетях люди быстро перешли с темы уроков на нужность национального языка в принципе. Вот некоторые, далеко не самые острые, комментарии нижнекамцев: «Ощущение, что бабаям делать нечего, и деньги есть на новые учебники по умирающему языку», «Нам татарский не нужен, дети сами изучат по мере необходимости», «Это заговор. Такими вбросами проверяют настроения в обществе», «Я не должна изучать татарский, я не виновата, что родилась в Татарстане».
С одной стороны, всё логично: насильно язык не сделаешь милым, особенно, если не употребляешь его даже в обиходе. А с другой стороны, представьте: ребёнок из семьи, деревни или города, где абсолютное большинство с рождения и до старости говорит на татарском языке, приходит учиться в школу, где, скажем, вообще не преподают родной язык! Конечно, он в конце концов научится русскому, но скольких трудов и нервов ему это будет стоить?
Немного личных наблюдений. В сквере на Юности часто гуляют ребятишки из национальной диаспоры - смуглые, ясноглазые, весёлые, дружные. Целый день они играют на детской площадке, лепечут на родном языке, перекусывают там же. И мусор бросают там же, где играют, и цветочки топчут, и ещё кое-что делают. Неужели только потому, что их никто не научил порядку и правилам? Вполне вероятно, потому что это чужой для них край, где говорят на чужом языке, это не их родина, которую надо беречь.
Как это: обязательно, но по согласию?
Чем нижнекамцев так пугает язык Тукая и Миннулина, непонятно. За кружки английского языка иные родители готовы платить немалые деньги. В управлении образования утверждают, что даже в формате государственного языка татарский в нижнекамских школах не будет обязательным. А. Рамазанова сообщила, что никого не будут заставлять изучать татарский язык против его желания, предмет будет преподаваться в рамках программы родного языка по заявлениям родителей.
И как это согласуется с заявлением министра об обязательности татарского языка в школьной программе? И как это: обязательный, но по заявлениям родителей? Причём эти вопросы задают и родители, и учителя, и директора школ, а нормативных разъяснений из Министерства образования РТ до сих пор в школах нет, на августовской конференции этот широко заявленный момент не обсуждался. И даже сокращение часов в младших классах для перехода на пятидневку, скорее всего, отменится, как на условиях анонимности признаются директора школ, из-за грядущей обязательности изучения татарского языка как государственного.
Язык - это, конечно, культурный код, шифр. Вовсе изгнать татарский из программы средней школы - всё равно что уничтожить целый культурный пласт. Народные напевы, творчество великих татарских поэтов и писателей, красота национального костюма, Сабантуй - всё, возможно, канет в Лету. Федеральный образовательный стандарт подсластил пилюлю национальных языков возможностью перейти на пятидневку, но поможет ли это сохранить национальное многообразие нашей страны? И вообще, хватит ли квалификации у современных педагогов не принуждать, а заинтересовывать, не заставлять, а мотивировать к изучению татарского языка? Пока вопросов больше, чем ответов.
Ольга МИНЕЕВА.