Отвечает Заман Заурович Мамедли, кандидат медицинских наук, заведующий хирургическим отделением №3 НМИЦ онкологии им. Н.Н.Блохина
Заман Заурович рассказывает о частоте выявления рака прямой кишки, о том, как технический прогресс изменил подходы к его лечению, а также раскрывает роль генетических исследований в онкологии.
Насколько агрессивен рак толстой кишки?
По статистике, рак толстой кишки — достаточно распространенное заболевание. Он на ходится на третьем месте по частоте выявления онкологических заболеваний в России.
Агрессивность опухолей толстой кишки в каждом случае индивидуальна. В настоящее время точные маркеры биологической агрессивности опухолей не изучены. У двух пациентов с одинаковой стадией, локализацией, гистологическими признаками и размерами опухоли результаты лечения могут отличаться. Нельзя точно прогнозировать, что в результате лучевой терапии у одного пациента исчезнет опухоль, а у другого нет.
Как технический прогресс повлиял на лечение рака толстой кишки?
По сравнению с тем, как лечили наши учителя, технический прогресс шагнул вперед. Изменилась диагностика. 15 лет назад основным методом определения стадии заболевания являлся палец и было два варианта — опухоль подвижная либо опухоль не двигается. Сейчас МРТ покажет полный паспорт места распространения опухоли — куда прорастает опухоль, какие структуры вовлекает, какие негативные факторы следует учитывать.
Появились новые лекарства, эволюционировала лучевая терапия, что привело к изменениям в парадигмах лечения. Появились инструменты для мини-инвазивных вмешательств на раних стадиях — это трансанальная эндомикрохирургия, когда через анус заводится специальный аппарат и с помощью камеры опухоль отображается на большом экране. С помощью тоненьких, 5-миллиметровых инструментов мы можем иссечь эту опухоль, заведомо зная, что мы иссекаем её радикально, и ушить дефект прямой кишки, а на третий день пациента отпустить домой. 10-15 лет назад лапароскопическая хирургия была ноу-хау, а сейчас каждая вторая операция в нашем отделении проходит с помощью видеоэндоскопии.
Почему не больше? Потому что есть огромное количество пациентов со всей России с огромными местнораспространенными опухолями, с врастанием в соседние структуры. Таких пациентов мы уже оперируем традиционным открытым методом.
Для чего нужны генетические исследования в лечении онкологии и какие изменения произошли за последние годы?
За последние годы в генетике исследований колоректального рака произошли большие изменения. 10-15 лет назад патоморфолог мог достоверно определить лишь доброкачественность или злокачественность опухоли. При подтверждении онкологии могли уточнить степень дифференцировки опухоли — высокая, средняя, умеренная или низкая.
Сейчас панель исследований намного расширилась. Исследуются мутации в генах KRAS, NRAS, BRAF, микросателлитная стабильность или микросателлитная нестабильность. Есть масса всех этих дополнительных генетических исследований, подтипов онкологического заболевания рака толстой кишки, по результатам которых подбирается индивидуальная схема лечения: таргетная терапия, иммунотерапия.
Подробней о лечении рака прямой кишки Заман Заурович рассказывает в видео:
Задайте вопросы
Задать вопрос можно под любой статьей на канале, а также в группе проекта «Онконавигатор». Там можно обсудить все, что касается лечения и профилактики онкологических заболеваний и получить оперативную помощь в маршрутизации.
Расскажите о нас в соцсетях
Так вы поддержите друзей или знакомых с онкологией.
«Онконавигатор. Дорожные карты»
Наш проект «Онконавигатор» собрал реальные истории пациентов, которые успешно прошли лечение и вышли в ремиссию.
Здесь вы найдете рекомендации от 45 ведущих врачей 10 российских клиник из разных регионов, алгоритмы действий на всех этапах лечения самых разных локализаций рака. Материалы представлены максимально доступно — видео, инфографикой, текстами, инструкциями и памятками.
Больше историй на https://oncoguide.ru/
«Онконавигатор» в соцсетях:
Читайте другие статьи на нашем канале
Как пациент может помочь врачу при лечении рака?
Правда ли, что рак яичка полностью излечим?
Как снизить риск возникновения рецидива рака яичников?
Можно ли вылечиться при III-IV стадии рака тела матки?