Найти в Дзене
"Экзамен" по истории.

Усиление сепаратизма на Украине. "Пласт и Сечевики".

Основное направление украинского национального движения в конце XIX - начале XX века было ещё федералистским. Большинство украинских партий, созданных в ходе революции 1905-1907 годов, выступали с позиций федерализма, то есть они хотели, чтобы Украина получила широкую автономию, но осталась в едином общерусском государстве. Но в то же время уже в 90-е годы на Украине стали появляться откровенно сепаратистские организации. Как ни странно, но центром сепаратизма стал не Киев, а в общем то русский город Харьков. В 1891 году харьковскими студентами было создано тайное «Братство тарасовцев», выступавшее с национально-сепаратистских позиций.
В 1902 году в Харькове Н.И. Михновский создал Украинскую народную партию провозгласившую лозунг украинского сепаратизма.
Михновский в «10 заповедях УНР» выдвинул идею создания самостоятельной «демократической республики» и ненависти к москалям, ляхам, уграм и евреям. Лозунг «Украина для украинцев» трактовался таким образом, что тол

Основное направление украинского национального движения в конце XIX - начале XX века было ещё федералистским.

Большинство украинских партий, созданных в ходе революции 1905-1907 годов, выступали с позиций федерализма, то есть они хотели, чтобы Украина получила широкую автономию, но осталась в едином общерусском государстве.

Но в то же время уже в 90-е годы на Украине стали появляться откровенно сепаратистские организации. Как ни странно, но центром сепаратизма стал не Киев, а в общем то русский город Харьков.

В 1891 году харьковскими студентами было создано тайное «Братство тарасовцев», выступавшее с национально-сепаратистских позиций.
В 1902 году в Харькове
Н.И. Михновский создал Украинскую народную партию провозгласившую лозунг украинского сепаратизма.
Михновский в «10 заповедях УНР» выдвинул идею создания самостоятельной «демократической республики» и ненависти к москалям, ляхам, уграм и евреям. Лозунг «
Украина для украинцев» трактовался таким образом, что только украинский народ должен быть хозяином на своей земле. (Так что что современный лозунг "Помни чужинец, здесь господарь украинец", родился более ста лет назад).

Десять заповедей Украинской народной партии:

1. Одна, единая, неделимая, от Карпат до Кавказа самостоятельная, свободная, демократическая Украина — республика рабочих людей.

2. Все люди – твои братья, но москали, ляхи, угры, румыны и евреи – это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и взыскивают нас.

3. Украина для украинцев! Итак, выгонь отовсюду из Украины чужестранцев-угнетателей.

4. Везде и всегда употребляй украинский язык. Пусть ни жена твоя, ни дети твои не погонят твоего господа языком иноплеменников.

5. Уважай деятелей родного края, ненавидим врагов его, презирай оборотней-отступников – и хорошо будет всему твоему народу и тебе.

6. Не убивай Украины своим безразличием к всенародным интересам.

7. Не сделайся ренегатом-отступником.

8. Не обворовывай собственного народа, работая на врагов Украины.

9. Помогай своему земляку перед всеми, держись кучи.

10. Не бери жены из чужеземцев, потому что дети твои будут тебе врагами, не дружи с врагами нашего народа, потому что ты придаешь им силы и отваги, не накладывай вместе с угнетателями нашими, потому что предателем будешь

В 1905 году во Львове был опубликован проект украинской Конституции, созданный Михновским. В борьбе "за права украинского народа" Николай Михновский одобрял даже террористические методы.

В 1904 году, когда в России праздновалось 250-летие «воссоединения Малороссии и Великороссии», УНП в знак протеста попытались взорвать в Харькове памятник А.С. Пушкину. Эту акцию осуществила подпольная боевая организация УНП «Оборона Украины», которой руководил Виктор Чеховский. Однако, в результате взрыва, памятник был только поврежден.

Памятник А.С. Пушкину
Памятник А.С. Пушкину

В стремлении довести свои сепаратистские идеи до широких слоёв украинского населения, такие самостийники как Михновский, вынуждены были преодолевать сопротивление не только царской администрации, но и украинской культурной элиты. Их идеи вызывали непонимание и даже открытую неприязнью со стороны интеллигенции, социалистов, и других умеренных украинских деятелей.

Фактически они противопоставили себе всем остальным политическим силам Украины. Михаил Грушевский говорил о Михновском как о человеке «со способностями, но и с ещё бо́льшими амбициями, с сильной склонностью к авантюризму, интригам и демагогии». В своих поздних воспоминаниях Грушевский даже называл его «фашистом».

Н. Михновский поддерживал революцию 1905-1907 годов, считая, что с её помощью Украина сможет добиться самостийности (независимости).
После поражения революции, партия подверглась жестоким преследованиям и ушла в глубокое подполье вплоть до начала Первой мировой войны.

В начале XX века при активной поддержке австрийских властей, Галиция стал центром украинского сепаратистского движения.

Один из лидеров украинства Михаил Сергеевич Грушевский, переехавший в 1894 году из Киева в австрийский Львов (Лемберг), утверждал, что «население австрийской Галиции является передовой частью украинского народа, которая давно обогнала бедную российскую Украину».

В Галиции, среди образованного населения ещё сильны были пророссийские настроения, но австрийские власти, используя украинских националистов, стали усиленно бороться с ними и насаждать среди малообразованного селянства идею ненависти к России, которая «угнетает украинский народ и не дает ему объединиться».

Павел Петрович Скоропадский, ставший гетманом Украины в 1918 году, так писал в своих воспоминаниях о галичанах: «…к сожалению, их культура из-за исторических причин слишком разнится от нашей (малороссийской). Среди них много узких фанатиков, исповедывающих идею ненависти к России. Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что её промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины - быть страной населенной каким-то прозябающим селянством».

В России тоже пытались поощрять создание в Галиции прорусских украинских организаций.

В 1902 году в Петербурге было образовано Галицко-русское благотворительное общество. Оно ставило своей целью «оказывать нравственную и материальную поддержку галичанам, проживающим в Петербурге». В 1908 году в своей записке, чиновник МИД И. В. Олферев писал, что в результате политики австро-венгерских властей в Галичине «украинцы скоро сольются в единый самостоятельный народ и тогда борьба с сепаратизмом станет невозможной. Пока в Галиции живёт ещё русский дух, для России украинство не так опасно, но коль скоро австрийскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив всё русское в Галиции и заставить народ забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно».

Осознав опасность проникновения в Россию идей галицкого (украинского) сепаратизма российское правительство приняло в 1909 году решение о регулярном выделении «русофильским» организациям Галиции 85 тысяч рублей. Эти средства должны были расходоваться на культурно-просветительные цели. Центральное место в работе этих организаций отводилось распространению русского языка в Галиции.

Но эта эта сумма была намного меньше тех средств, которые австрийские власти тратили на разжигание украинского сепаратизма и ненависти к России.

Тем не мене, этот шаг испугал австрийское правительство и в мае 1910 года австрийцы закрыли все «русофильские» организации даже такие безобидные как «Общество русских дам», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», которые занимались помощью женщинам и бездомным детям, а также просвещению народа. Были закрыты также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи). Имущество этих организаций было конфисковано. Формальной причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

В начале ХХ века всю Европу охватили массовые молодежные движения военно-спортивной направленности. Самым известным подобным движением стало движение скаутов. Эти движения активно поощрялись государствами, поскольку готовили кадры для призывных армий.
Не осталась в стороне и Галиция. Там при поддержке австрийских властей, в 1912 году появились свои скауты -
пластуны (казаки-разведчики).
В организации "
Пласт", основателями которой были Александр Тисовский, Пётр Франко и Иван Чмола, галицийскую молодежь обрабатывали в духе «украинства» и ненависти к России. Благодаря этой обработке они стали питательной средой для взрослых националистических организаций.

В марте 1913 года, украинские активисты из Галиции добились создания военизированного общества «Сечевые стрельцы». Возглавил его (стал главным атаманом) В.А. Старосольский. Сечевики регулярно выезжали на стрельбы, проводили маневры и учения. Обучение в организации велось по австрийским военным учебникам и уставам. Это движение получило поддержку от австрийских властей, которые собирались использовать их для подъема украинского националистического движения на территории Российской империи. Австрийские власти снабдили сечевиков оружием и снаряжением.

К началу 1914 г. вся Галиция была опоясана стрелковыми секциями сечевиков, которые обучались по уставам австрийской полевой службы.

Продолжение следует...

Я стараюсь писать не отдельные статьи, а цикл статей, посвященных одной теме.

Дальше, будет интереснее.

Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь. А еще лучше если вы посоветуете подписаться вашим друзьям и знакомым.

Если есть пожелания по новым темам, пишите в комментариях.