Шквал негатива на представителей нижнекамской власти обрушился на днях в соцсетях. Причина - сужение дороги на Строителей, ликвидация карманов и полос разгона. Люди не стесняются в выражениях по поводу проекта реконструкции дороги. «ВГ» посчитала все плюсы и минусы нововведения.
О чём говорят?
В обсуждении любого нововведения, как правило, есть те, кто за, и те, кто против. Но на этот раз сторонников идеи уменьшения проезжей части и ликвидации полос разгона и карманов в соцсетях практически не нашлось. Горожане высказывают опасения исходя из сезонных уличных реалий - когда после дождей город тонет, а после снегопадов - буксует в сугробах и колеях. Шахназар Ш.: «Интересный какой проект, а где вода после дождя будет собираться?». Андрей Б.: «Город превращается в аул с узкими улочками». Евгения С.: «Поставили знаки «остановка запрещена» и убрали полосы, хотя надо бы наоборот». Яна Ц.: «Это в деревнях обычно не хотят ничего лишнего, чтоб было всё зелено и все ходили пешком». Гузель В.: «Может, съездить в соседние города, набраться опыта реконструкции дорог, пока недоделали?». Денис Е.: «Так в Челнах ни одного разворота на 5 километров!». Руслан А.: «Третья полоса у кого-то, видимо, осталась в кармане». Аделия М.: «Что вы там курите? Никак вас не понять! Объясните, что творите с городом?».
Не сужение, а обман зрения
Объяснение происходящему недавно опубликовал исполком города на официальном сайте НМР: «Реконструкция проспекта Строителей включает в себя приведение в нормативное состояние асфальтобетонного покрытия магистральной и внутриквартальной дорог, транспортных развязок, пешеходных переходов, а также замену системы наружного освещения, светофорного и знакового хозяйства, устройство пешеходно-тротуарной сети, совмещённой с велодорожкой, и замену остановочных павильонов».
Выходит, что ликвидация карманов и полосы разгона - это «приведение в нормативное состояние»? Открываем ГОСТы - всё правильно! Дело в том, что в 2020 году были внесены изменения в ГОСТ Р 52766-2007 в пункт 5.3.3 «требования по остановочным пунктам». Теперь заездные карманы на улицах и дорогах местного значения можно не делать. Кроме того, исполком убрал заездные и парковочные карманы в связи с тем, что «выезд на магистральную дорогу задним ходом был небезопасным». И прежний разворот возле ТЦ «Меркурий», оказывается, не отвечал современным нормам безопасного движения, его перенесли. Исполком обещает обустроить микрорайонные парковки, которые снизят нагрузку на дворовые зоны и магистральные дороги.
Но нижнекамцы опять возражают. Жямиля Я.: «В этом районе часто бываем в часы пик, здесь школа. Теперь будет коллапс. В маленьком городе придётся искать места остановки, развороты и парковки. Это не для людей». Люция Л.: «Безопаснее и дешевле, наверное, делать надземные пешеходные переходы. И дороги разгрузились бы, и безопасность обеспечили».
А сужения полос как такового при реконструкции не произошло, утверждает исполком города: «Такое впечатление у водителей сложилось из-за того, что убрали парковочные карманы, а также из-за высоких бортовых камней, которые временно создают оптическую иллюзию, так как укладка слоев асфальта ещё не завершена». Но горожане непоколебимы, к примеру, Александр П. прогнозирует: «Зимой точно будем ездить по одной полосе».
Ликвидирована и разгоночная полоса на выезде с внутриквартальной дороги возле музея. Теперь у водителей нет места, чтобы безопасно встроиться в поток на главной дороге. Но, по мнению исполкома, эта разгоночная полоса создавала опасность для пешеходов: «В процессе движения внимание автомобилистов там переключалось на движущийся поток машин и трамвайные пути. Однако при интенсивном движении водители могли упустить из виду пешеходный переход. Теперь же перед поворотом есть возможность остановиться, переждать поток машин и обратить внимание на пешеходов».
А разве автовладельцы не нижнекамцы?
Общий посыл чиновников понятен: при реконструкции проспекта учитывается, прежде всего, безопасность пешеходов. А почему вообще город разделили на безлошадных и автолюбителей? Как правило, почти в каждой семье сегодня есть автомобиль, а порой и два, и даже три. Яркое тому подтверждение - огромное количество машин под окнами. Молодая мама может до обеда гулять с малышом в коляске, а после сесть за руль и отправиться по делам. В какой лагерь её отнести - пешеходов или автовладельцев? Наверное, было бы логично учитывать интересы всех и искать золотую середину.
Кстати, горожане почему-то поспешили обвинить в спорном нововведении нового архитектора города. «ВГ» спросила Равиля САФИУЛЛИНА, приложил ли он руку к проекту реконструкции дороги на Строителей и была ли альтернатива? Архитектор ответил: «Я не принимал участия в этом решении, альтернативные варианты комментировать не могу. Урбанистика - настолько удивительная наука, что решения, на первый взгляд, ухудшающие условия, в результате дают увеличение пропускной способности и способствуют снижению уровня аварийности. Дорожную инфраструктуру Нижнекамска нужно оптимизировать с использованием успешного мирового опыта и привлечением экспертов. Важно властям объяснять мотивацию таких решений, чтобы нижнекамцы понимали логику и результат в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Верный алгоритм: исследования - гипотеза - тестирование - анализ, то есть всегда лучше обкатать теоретическую идею на небольшом участке и посмотреть, как работает. Успешный опыт можно применять на весь город, в случае неудачи - продолжать исследовать. Ключевой фактор успеха - коммуникация между горожанами, экспертами и властью. В настоящий момент обсуждается создание таких площадок для взаимодействия и каналы для информирования нижнекамцев».
Пока нижнекамцам обещают обсуждение и совместное принятие решений, реконструкция подходит к завершению. И, судя по всему, переделывать никто ничего не будет, как бы нижнекамцы ни возмущались. В любом случае горожане не унывают и находят над чем посмеяться. Вася С.: «На узких дорогах снега меньше будет. Значит, быстрее очистят. Всю прошлую зиму ныли, теперь получите оптимизацию!». Жанна В.: «Пора лошадь покупать, она точно пройдёт по узким тропам Нижнекамска». Евгения Б.: «Видимо, карманы под газоны пустят, чтобы мэр на газонокосилке проехать смог!».
Евгения ПОТУРЖАНСКАЯ.