Итак, наступил сентябрь, начался учебный год. В конце лета некоторые родители искали определенный кружок или секцию для ребенка. Но сами дети, зачастую, совсем не интересуются дополнительными занятиями. Что же делать? Никто не хочет, чтобы через десять лет воспоминания о занятиях по каратэ или художественной гимнастике вызывали у сына или дочери лишь негативные эмоции в придачу с возможными физическими и душевными травмами на оставшуюся жизнь.
Так стоит ли заставлять ребенка ходить в кружки и спортивные секции? Как не вызвать отвращения к внеклассной деятельности и определить, что ребенку подходит?
Найти ответы помогут психологи и педагоги. Я наткнулся на статью от союза детских и юношеских писателей, где собралось большое количество таких людей. И все они напрямую участвуют в воспитании детства и юношества.
Психолог с опытом работы более двадцати лет, детский писатель, член СоюзДетЛита Елена Журек считает, что заставлять ребенка посещать занятия через «не хочу» – опасно!
«Когда человек взрослеет, деятельность к которой его принуждали в детстве, вызывает отторжение. Например, фортепьяно. 99% детей, закончивших музыкальную школу «для родителей», закрывают инструмент и больше не подходят к нему. С секциями такая же ситуация. А если жестко контролировать секционные занятия, у детей сформируется психотравма.
Соответственно, есть смысл не заставлять, а заинтересовать ребёнка новой деятельностью! Как? Личным примером. Только он является исходным опытом, базовым паттерном. А то бывает – родитель не занимается спортом, ест много чипсов, а ребенку рассказывает про ЗОЖ. Это не работает и травмирует детскую психику.»
Елена Журек – психолог со стажем более двадцати лет, член Союза детских и юношеских писателей, детская писательница.
Также Елена делает акцент на том, что ребенок – это всегда отражение родителей.
«Любой ребенок от рождения любопытный эксперементатор – это залог эволюционного развития человечества. Если ваши дети не проявляют любознательности, «поздравляю» – вы убили интерес фразами: «Не лезь», «Не делай, я сама», «Не суй нос куда не просят» и т. д. Соответственно, во всех случаях надо начинать с СЕБЯ».
Чуть менее категорична психолог, педагог, автор курсов «Литературный блог школьника» и «Продвижение творческих идей школьников в социальных сетях», детская писательница Наталия Спехова. Она считает, что самое главное – учитывать желания детей.
«Чаще всего, видно, чем увлекаются дети: любят ли они бегать, прыгать или гонять мяч. Если интереса к определенной внеклассной деятельности нет, можно пойти на пробные занятия в разные секции.
Наталья Спехова – руководитель направления по работе с блогерами СоюзДетЛита, детская писательница, психолог, педагог.
В случае, когда ребенок быстро меняет кружки и нигде не задерживается, стоит понять мотивацию и причины такого поведения. Возможно, ему нелегко выстраивать отношения в коллективе или с тренером, он боится трудностей или страдает от отсутствия результата? Самое главное, разговаривать с ребенком. Рано или поздно, желаемое найдется, и тогда он сам будет стремиться на занятия».
Автор курса «Занимательное чтение», редактор со стажем более десяти лет Наталия Отто считает, что главное – дать ребенку право выбора.
«На первоначальном этапе важно не отпугнуть ребенка от секционных занятий. Если вы хотите привлечь детей к занятию спортом, можно предложить им посмотреть трансляцию соревнований. Так моя дочь, после просмотра Олимпийских игр, занялась фехтованием. С тех пор прошло несколько лет, и увлечение не угасло. Сейчас она студент тренерско-преподавательского факультета, кафедра фехтования.
Наталия Отто – руководитель отдела по развитию и рекламе Союза детских и юношеских писателей, редактор со стажем более десяти лет, детская писательница.
Если ребенок давно ходит в секцию и решил бросить, нужно помочь ему оценить это решение. Ведь в какой-то момент каждый человек устает. Может достаточно дать время на отдых? Особенно, если до этого ребенок ходил на занятия с удовольствием. Очень важно не перешагнуть тонкую грань между усталостью и категорическим нежеланием заниматься. Поговорите с тренером. Он видит детские успехи и сможет дать профессиональный совет».
Детская писательница, литературный педагог Екатерина Матюшкина считает, что важнее всего не навредить психологическому и физическому здоровью ребенка. Она советует превратить спортивные занятия в игры.
«Спорт важен, но гораздо важнее отталкиваться от физического и психического состояния ребенка. Даже в случае, когда физических противопоказаний нет, заставлять детей заниматься – не лучшая идея. Дайте правильную мотивацию, не запирайте детей в «железные условия».
Екатерина Матюшкина – детская писательница, автор бестселлеров, литературный педагог, член правления Союза детских и юношеских писателей.
Если ребенок не горит желанием заниматься спортом, то секции могут стать настоящим мучением. Попробуйте превратить спорт в игру: детские игры на ориентирование, туристические секции, детский пейнтбол. В таких кружках ребенок не просто выполняет упражнения, но и играет, общается со сверстниками».
Уважаемые родители, есть множество нюансов, по которым дети могут отказываться от дополнительных занятий: усталость, отторжение к определенному виду досуга или желание сменить деятельность. Важно услышать позицию ребенка, понять его мотивацию. В противном случае время, проведенное на ненавистной секции, будет вспоминаться, как каторга и наказание.
Помогите сыну или дочери определиться, но не наседайте. Оставьте возможность конечного выбора за ребёнком и поддержите его решение.
Что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях!