Найти тему
Мадам Хельга

Пронзительное стихотворение С.Михалкова об эпохе, которую не вернуть

Каждый год, 1 сентября, я перечитываю стихотворение Сергея Михалкова "Школа". Для того, чтобы увидеть яркий ориентир во мраке жизни. Оно - о том прекрасном времени, которое утекло. Об эпохе, которую мы потеряли.

Говорят, что нужно строить свое будущее, не оглядываясь на прошлое. Но ведь и у прошлого есть чему поучиться.

Аналитическая компания Harris Insights & Analytics совместно с LEGO Education провели исследование - в какой стране школьники больше подвержены стрессу.

Угадайте, кто на первом месте?

Россия. На втором - Китай. На третьем - Германия. Именно наши ребята трясутся из-за плохих оценок, боятся гнева родителей, обрастают комплексами после ехидства учителей в их адрес.

Я слышала призывы отменить оценки в школе, но на мой взгляд - это кардинальная мера. Труд школьника должен быть как-то оценен. И в борьбе за пятерки нет ничего плохого.

Но родители превращают учебу в гонку, нанимают репетиторов с пяти лет, бегают разговаривать с учителем после каждой контрольной, с пеной у рта доказывают, что их ребенок - прав, а учитель - нет. Трясутся над каждой оценкой в аттестате, словно от нее что-то и правда зависит.

Сергей Михалков вспоминает свой класс. "Я не знал, где Кавказ, а ты не знал где Крым". Никто не делал круглые глаза от того, что ребенок чего-то не знает. Была взаимовыручка, взаимопомощь, товарищество.

Это был мир, в котором добросовестные педагоги не требовали правильно отвечать, а старались чему-то научить. Родители не соревновались друг с другом, а занимались своими делами. Уроки - ответственность ученика.

-2

Исследование подтвердило:

Чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам в учебе.

Чем больше родители стараются помочь своим детям, чем больше от них ждут и требуют, тем хуже делают. А дальше больше - помогают поступить в ВУЗ, найти работу. И лепят, создают слабых, безвольных человечков, уставших от жизни заранее.

Как вы думаете, откуда ноги растут у постов в интернете: "Я не хожу на встречи с одноклассниками"? Дети разучились дружить и не хотят видеть друг друга через много лет.

А ведь раньше было совсем не так...

"Школа"

То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
-3
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!