У русского народа была и есть одна традиция - перед отправлением в путь «присесть на дорожку». Обычай этот давний и распространён широко. В каждой местности были свои особенности его проведения, но суть везде одна.
В XlX веке в деревнях Архангельской губернии говорили: «Перед дорогой присесть нать и Богу помолиться, чтобы несчастья не было. Пол не мыть и не подметать в этот день».
Действительно, мыть и подметать пол не полагалось. По народному толкованию это означало «замывать след» уехавших.
Есть версия, что в связи с этими запретами укоренились в русском языке просторечные выражения: «смыться» («смываться»), «выметаться», которые означают скорое и решительное исчезновение того, кто тем самым уподоблялся мусору, грязи.
В некоторых деревнях всё той же Архангельской губернии вся семья молилась перед образами и присаживалась на скамью, чтобы посидеть в молчании две-три секунды. После этого глава семьи произносил: «С Богом», и все выходили на крыльцо. Провожающие смотрели в глаза тем, кто собрался в дорогу, и говорили: «В святой час. Господи, благослови, подобру доехать и приехать».
Как правило при прощальном обряде полагалось молчать. Это было важно! Ритуальное молчание – это особенное поведение, которое по поверьям связано с потусторонним миром.
У разных славянских народов хранить молчание должен был тот, кто первый раз в году отправлялся на рыбалку или выезжал в поле сеять; кто вёл корову на случку с быком; кто замешивал тесто для обрядовых хлебов к празднику; кто завершал жатву…
Исследователь России, этнограф и литератор П. И. Небольсин, живя в 1840-х гг. в Сибири, ездил там по горным приискам. Однажды ему надо было отправляться зимой в дальний путь. С ним поехало несколько человек из местных жителей. Вот как это описано в его книге:
«Следом за мной вошли мои подначальные и, доложив, что, дескать, “всё готово”, расселись вдоль стены на скамейках. Один из них припёр поплотнее дверь и опять занял своё место. Видя, что дело идёт об исполнении обычных приёмов, наблюдаемых при отправлении в дорогу, я тоже уселся.
С минуту мы просидели молча. С возгласом: “Господи, благослови, Христос!” все встали, перекрестились, поклонились образам и стали подходить ко мне по одиночке.
– Благословите, хозяин! – говорил каждый из них, приближаясь ко мне и наклонив голову для осенения её крестным знамением.
Я исполнил трогательный обряд, но забрал себе в голову, что верно путь нам предстоит теперь самый тяжкий…»
Заметим, что один из собравшихся крестьян, «припёр поплотнее дверь».
Это распространённый обычай. Более того, затворяли не только двери, но и прикрывали печные заслонки - таким образом люди заботились о том, чтобы нигде в этот важный момент не зияло отверстие, которое мифологически осмыслялось как выход в опасный, внешний мир. Этот «иной мир»находился вне жилого помещения или же на границах его: в подполье, на чердаке, за окном, за печью, в печи или по ту сторону печной трубы.
Крестьяне присаживались не только перед выходом в путь, но и при всяком серьёзном деле. Вот как бывало в Вятском крае полтора века назад по свидетельству вятского священника и краеведа Н. Г. Кибардина: «При отправлении в дорогу, на работу, перед начатием какого-нибудь важного дела, как-то: постройки дома, вырубки леса на новый дом, баню, забор и проч., все домашние сперва садятся, наблюдая при этом, чтобы печь была заслонена, подполье закрыто, кошка выгнана из переднего угла от стола; потом, помолившись Богу “с местецька”, как говорят, перекрестясь, отправляются в путь или приступают к делу».
По наблюдениям этнографа В. К. Магницкого, русские жители Уржумского уезда Вятской губернии в 1870-х гг. отправлялись в дальний путь с “местечкя”, т. е. сначала присаживались на лавку, затем вставали, крестились и уж потом уходили… а «иначе не будет пути».
В Сибири в конце XIX века перед выездом для первого сева поступали так: «Когда лошади уже бывают запряжены, вся семья собирается в горницу, затворяются двери и перед иконами затепливаются свечи. Перед началом молитвы все должны присесть, потом уж вставать и молиться». И особо заботились, чтоб никакая женщина не пересекла бы дорогу. Прежде чем выехать за ворота, высылают посмотреть, нет ли где бабы на улице. Дурной приметой считается, когда при таком важном выезде баба пересечёт дорогу; после такой беды, если ещё не выехали со двора, снова идут в горницу…»
На нашем ПОРТАЛЕ вы найдете массу интересный статей! Пишем проверенную, авторскую информацию!
Если Вам статья пришлась по душе - оставьте нам Ваше сердечко и комментарий 😊❤️. СПАСИБО!