Найти в Дзене

Жигули на дизеле. Почему в СССР от них решили отказаться

В 1980-ом году производством дизельного двигателя озаботились на Волжском автозаводе. Возникла идея разработать линейку моторов, которыми можно было оснастить все семейство Жигулей, причем с учетом даже только разрабатывающихся переднеприводных моделей. Тем более что в этом плане мы основательно отстали от европейских тенденций. Там уже любой уважающий себя производитель имел помимо бензиновых еще и дизельные версии выпускаемых автомобилей. За решение взялись специалисты НАМИ. От двигателя ВАЗ-2103 первоначально планировали взять маховик, коленчатый вал и блок цилиндров. Остальное собирались разработать оригинальное. Однако первый блин по традиции вышел комом. Собранный в Тольятти по проекту НАМИ мотор показав совсем слабые характеристики. Установленный на Ниву он выдал мощность в 45 лошадей да и крутящий момент всего 75 Н.М. Проект начали дорабатывать на месте заменив многие детали на агрегаты от свежего мотора от ВАЗ-2108. Такой ход позволил добиться неплохой унификации с уже

В 1980-ом году производством дизельного двигателя озаботились на Волжском автозаводе. Возникла идея разработать линейку моторов, которыми можно было оснастить все семейство Жигулей, причем с учетом даже только разрабатывающихся переднеприводных моделей. Тем более что в этом плане мы основательно отстали от европейских тенденций. Там уже любой уважающий себя производитель имел помимо бензиновых еще и дизельные версии выпускаемых автомобилей.

За решение взялись специалисты НАМИ. От двигателя ВАЗ-2103 первоначально планировали взять маховик, коленчатый вал и блок цилиндров. Остальное собирались разработать оригинальное. Однако первый блин по традиции вышел комом. Собранный в Тольятти по проекту НАМИ мотор показав совсем слабые характеристики. Установленный на Ниву он выдал мощность в 45 лошадей да и крутящий момент всего 75 Н.М.

Проект начали дорабатывать на месте заменив многие детали на агрегаты от свежего мотора от ВАЗ-2108. Такой ход позволил добиться неплохой унификации с уже имеющимися моторами. Она составила 55%, что очень хорошо, с учетом того, что дизельные двигатели для Волжского производителя были чем-то совсем новым.

-2

В результате работ появился силовой агрегат ВАЗ-341. Опробовали его на автомобиле ВАЗ-2101. Однако базовой моделью на тот момент был более свежий ВАЗ-2105, поэтому в дальнейшем работы продолжили с ним. Новый автомобиль получил индекс ВАЗ-21055. По дополнительной пятерке в конце индекса легко можно понять, что перед вами модификация Лады на которую поставили дизельный атмосферник.

-3

В результате проб и тестов, первой моделью на которой уже официально поставили дизель, стал универсал ВАЗ-21045. Установленный на этом хозяйственном автомобиле мотор имел мощность в 54 лошадиных силы, и выдавал 4800 оборотов в минуту.

Но результат всех этих работ, оказался практически нулевым. Изначально запуск серийного производства дизельных Жигулей планировали начать в 1985-ом году, потом отложили на 1988-ой. Однако средства и мощности производства хватило только на запуск нового семейства Лада Самара. Руководство предприятия дизельным ответвлением не интересовалось, а спрос на ВАЗ-21045 был откровенно низким. В итоге подобных автомобилей было собрано что-то около 13 000. Сегодня если очень повезет, еще можно встретить такую модель на ходу. Но история дизеля от АвтоВАЗа на этом закончилась и видимо навсегда.