01.09.2022 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор
Недавно президент Франции Эммануэль Макрон посетил несколько африканских стран: Камерун, Бенин и Гвинею-Бисау. Как заявили в Елисейском дворце, визиты французского лидера стали, так называемой, «частью процесса восстановления отношений Парижа с африканским континентом». Но что-то пошло не так. Показательным стало поведение президента Франции во время его официального визита в Бенин. Во время встречи Макрона с министром иностранных дел страны Орельеном Агбенончи, президент Франции случайно или преднамеренно коснулся плеча министра. Агбенончи тут же брезгливо отряхнул место, до которого дотронулся Макрон.
По мнению французских экспертов, Макрон повел себя, мягко говоря, непрофессионально, т.к. прикасаться подобным образом к собеседнику во время встречи высокого уровня не принято, кстати, не только в Африке. Вероятно, Макрон решил, что то, что допустимо с Байденом, тем более пройдет и в Африке. Не вышло...
Действительно, похлопывания по плечу и «обнимашки» Макрона с Байденом во время официальных визитов – это одно, а Африка – с ее тяжелой колониальной историей - другое. По мнению африканских экспертов, такое поведение французского президента вообще является не только неуважительным, но и пренебрежительным. Многие эксперты заявили, что раньше Европа была примером цивилизации, однако сейчас многие европейские лидеры ведут себя высокомерно и это в немалой степени относится к французскому президенту.
К чему мы вспомнили этот инцидент? Его в принципе можно было бы списать на современную европейскую ментальность. Но…
Думаю, что активная внешнеполитическая позиция Россия, в том числе в Африке, во многом сломала намерение Макрона стать новым Шарлем де Голлем. Россия, намеренно или косвенно, создала для Макрона условия при которых французский лидер так и не смог «восстановить отношения с Африканским континентом». Не получилось у него и объединить разношёрстую Европу, он не стал переговорщиком, примирителем и миротворцем, как он себя позиционировал на протяжении нескольких последних лет. Россия для него стала явным раздражителем. Хотя еще недавно он постоянно говорил, что «они с Владимиром очень хорошо ладят», и он даже «заставит Путина уважать себя».
Удивительно, но в Бенине французский президент достаточно много времени в своих речах уделил нашей стране. Он обвинил Россию во всех бедах Евросоюза – инфляции, кризисе в энергетике, дефиците продовольствия, а действия Москвы объяснил «империализмом» со стороны государства. И это при том, что сейчас даже на Западе начинают признавать, что наступающий в ЕС кризис рукотворное детище антироссийского санкционного режима. Многие опрошенные мною французские эксперты заявляют, что подобные высказывания и поведение Макрона – нонсенс, и многое из того, что делает господин президент, является непрофессиональным и подрывает веру в последовательность французской внешней политики. Раньше многим в Европе казалось, что все это можно списать на молодость Макрона и на отсутствие политического опыта, однако сейчас, увы, это едва ли кто-то готов принимать во внимание.
В этой связи ретроспективный анализ высказываний нынешнего французского президента в отношении Российской Федерации весьма показателен. Так в 2014 году, еще будучи министром экономики, промышленности и информационных технологий Франции, Макрон заявлял, что Россия «является страной с великим народом, культурой и историей» и «она первый стратегический партнер Европы». Тогда его называли умеренным политиком и министром, отвечающим за свои слова.
В период предвыборной кампании 2017 года Эммануэль Макрон будучи кандидатом в президенты в интервью изданию Jeune Afrique пообещал, что в случае победы на выборах, он сможет добиться того, чтобы Путин «относился к нему с уважением», поскольку он – Макрон, «ничего не должен России». Тогда, заигрывая с частью французского электората, Макрон выступал против какого-либо сближения с Москвой, и в марте того же года даже призвал «не сближаться с господином Путиным», мотивирую подобную позицию стремлением Франции к независимости. Впрочем, полностью возможность диалога между странами он не отвергал, уклончиво заявляя лишь о необходимости «не потворствовать» России.
В начале своего президентского срока Эммануэль Макрон заявил, что намерен вести с Россией стратегический диалог, который позволит двум странам разрешать общие кризисы. Об этом французский лидер заявил в интервью изданию Le Journal du Dimanche, находясь на борту президентского самолёта. Президент Франции поделился с изданием подробностями своего первого на посту президента телефонного разговора с Владимиром Путиным. По словам Макрона, он сказал российскому президенту, что «намерен устанавливать с Россией культурные, научные и геополитические связи, чтобы иметь возможность разрешать международные кризисы, затрагивающие всех», однако он, как президент страны, не намерен позволять России вмешиваться в дела Франции. Именно такая позиция, по мнению Макрона, позволит двум странам восстановить взаимное уважение. По его словам, он также сказал Владимиру Путину, что намерен «вести с Россией стратегический и исторический диалог», «состыковать Россию с Европой и не позволить ей замкнуться в себе». В этой связи весьма примечательны слова, высказанные им в отношении нашей страны в 2018 году. Тогда он заявил: «для меня Россия — часть Европы, даже если она никогда не знала такой демократии, при которой живём мы».
В преддверии нового политического сезона 2019 года президент России впервые навестил президента Франции в его летней резиденции на Лазурном берегу. Владимир Путин и Эммануэль Макрон обменялись мнениями по важнейшим на тот момент темам, включая отношения двух стран, ситуацию на Украине, в Сирии и вокруг Ирана.
На встрече Макрон заявил Путину, что «великие нации должны жить вместе» и что он «верит в Европу от Владивостока до Лиссабона». Французские эксперты тут же отметили, что, похоже, французский лидер претендует на лавры «главного европейского переговорщика». Завершая небольшую пресс-конференцию двух президентов, Макрон отметил, что рассчитывает сыграть роль миротворца в создании новой архитектуры безопасности между Россией и Евросоюзом: «Думаю, нам удастся вместе поработать над безопасностью нашего континента. Между Россией и западными странами есть определенные разногласия. Но я также знаю, что Россия — это европейская страна. Я верю в это! Наши две великие нации должны жить вместе» - заявил французский президент.
В течение практически всего 2019 года Макрон говорил о России, причем довольно конструктивно. По его заявлениям, «баланс сил в Европе сейчас меняется: Великобритания намерена покинуть Евросоюз, а канцлер Германии Ангела Меркель заявила о скором уходе из политики. Поэтому ситуация в Европе и странах ЕС поможет сблизить Россию и Францию по многим вопросам. Я верю в европейскую Россию и суверенную Европу, то есть Европу более сильную, которая должна обрести новые возможности на основе диалога с Россией».
Позже, осенью того же года, Макрон заявил в интервью The Economist, что у НАТО наступила «смерть мозга» и призвал Европу начать думать о себе как о самостоятельной геополитической силе. Он также заявлял, что не стыдится своих высказываний о «смерти мозга НАТО», поскольку они позволили запустить важные дискуссии о положении дел в альянсе.
Переломным в отношениях Макрона к России стал 2020 год. В январе 2020 года он заявляет, что его позиция в отношении России остается неизменной. По его мнению, несмотря на принятые санкции против России, он продолжает верить в диалог с Москвой, подчеркивая при этом, что Евросоюз не готов отказываться от своих принципов.
Однако уже в начале февраля того же года французский президент в ходе совместной пресс-конференции с польским президентом Анджеем Дудой и премьер-министром Матеушом Моравецким заявил, что Европе стоит показать твердость в отношениях с Россией. При этом он отметил необходимость диалога с Москвой, который является, в том числе, и необходимым условием для осуществления прогресса по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. По его мнению, Франция не является ни пророссийской, ни антироссийской, а просто проевропейской страной.
При этом в 2020 году Макрон все чаще стал говорить о существовании двух сценариев диалога с Москвой, заявив об этом на Мюнхенской конференции по безопасности. По его мнению, Россия является соседом, но европейцы не откажутся от своих принципов, т.к. у европейских стран есть два способа, как взаимодействовать с Россией.
Во-первых, Европа может «действовать еще более жестко» в отношении Москвы, наращивая давление на нее. Однако, по мнению Макрона, такой сценарий не является оптимальным. «Действительно ли мы этого хотим?» — задался он вопросом. Французский лидер добавил, что политика санкций создала столько же проблем самим европейцам, сколько и России.
Во-вторых, отметил Макрон, Европа может расширить стратегический диалог с Россией, при этом, не отступая от своих ценностей и сохранив свое влияние. Президент Франции назвал такой сценарий наиболее благоприятным, так как Россия — важный и потенциальный партнер в сфере безопасности и урегулирования кризисов, в том числе, на Ближнем Востоке.
Но уже 2021 год прошел под знаком сползания к антироссийской позиции французского президента. Французский лидер заявил о необходимости безусловно жесткого и единого подхода в отношениях с Россией всех стран Евросоюза. Об этом Макрон заявил на пресс-конференции по итогам саммита ЕС. Вместе с тем он признал неэффективной «реактивную логику» в отношении России, когда ЕС систематически отвечает санкциям на российские действия.
В 2022 году Макрон еще более резко меняет риторику, переходя к открытой конфронтации. По его утверждениям, этот переход якобы вызван военной спецоперацией России на Украине. Начало спецоперации он назвал «ударом током НАТО», и добавил, что теперь «он полностью одобряет все решения этой организации под американским руководством».
«А может быть и не было «смерти мозга НАТО по Макрону» в 2019 году? - задаются вопросом многие французские эксперты, в частности, обозреватель издания Boulevard Voltaire Николя Готье, отвечая на этот вопрос утвердительно.
Совсем недавно, во время его выступления в онлайн-формате на созванной киевской властью т.н. «Крымской платформе» французский президент теперь уже откровенно призвал союзников «не проявлять слабости и не идти на компромиссы с Россией». По его словам Париж «готов продолжать [вооружать Украину] в течение долгого времени».
Нынешние откровенно русофобские заявления Макрона подверглись критике как в самой Франции, так и за ее пределами. Так, французскую газету Le Figaro возмутил призыв президента Франции не идти на компромиссы с Россией. «Будем надеяться, что у нас не будет этого плохого президента в долгосрочной перспективе», — написал один из комментаторов, а другой призвал его: «Молчи, это невыносимо!».
Генезис взглядов Макрона и его нынешние призывы «победить Россию на поле боя, не воюя с ней напрямую», вызывают удивление и одновременно подтверждают изменчивую конъюктурность его взглядов на отношения с Россией, что, судя по всему, зависит как от внутриполитических интересов, так и от внешнеполитического давления партнеров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs