Opel Blitz из серии статей: "Колеса Вермахта"

6,1K прочитали
Opel Blitz 3.6-6700 A '1940
Opel Blitz 3.6-6700 A '1940

В межвоенный период Opel стал крупнейшим производителем грузовиков в Германии для фронта и хозяйственных нужд. Название в виде молнии красовавшиеся на решетке радиатора Opel Blitz (по-немецки "молния") , стало фирменным знаком отличия грузовиков Opel легкого и среднего класса вплоть до 1975 года, а в войну с ней ассоциировали молниеносную наступательную тактику "Блицкрига". Во время Второй мировой войны Opel Blitz стал основным грузовиком общего назначения вермахта, успевший повоевать на всех фронтах.

История автомобильного предприятия Опеля начинается в 1899 году. Первые автомобили на заводе Опель были построены на основе патента “System Lutzmann”(Система Лутцманн'а), и весной 1899 из ворота завода в Рюссельсхайме выехал первый автомобильчик имевший кузов собственного производства братьев Опель поставленный на шасси Лутцманн'а . В 1907 году в производственной линейке Opel появился первый грузовик, грузоподъемностью 3/4-тонны(750 кг), на выбор было два мотора, в 2ух и 4ёх цилиндровых вариациях.

Opel 8/14 PS 0,75t Lieferwagen '1907
Opel 8/14 PS 0,75t Lieferwagen '1907

Уже во время Первой мировой войны для нужд армии Opel выпустил грузовик грузоподъемностью четыре тонны, крупный и надежный “стандартный грузовик”EU*, производился и продавался до начала 1920-х годов. С 1923 года Opel начал выпускать более легкие грузовики с короткой колесной базой и фургоны грузоподъемностью 1-2 тонны.

Для автомобильной выставки 1931 года инженеры Opel подготовили новую модель легкого коммерческого грузовика, с превосходным, но в тоже время простым дизайном. Чтобы продвинуть новинку, рекламному отделу Opel пришла идея создать короткий и простой термин, который можно было произносить как на немецком, так и на любом другом языке мира. Главное условие - слово должно было состоять не более чем из пяти букв. И они выбирают на то время авангардный и одновременно громкий и эффективный способ в поиске названия для своей модели. - Конкурс объявленный по всей Германии на лучшее название грузовичка Opel, в качестве главного приза автоомооообиль! - Opel 4/20 , а для других - мотоциклы Opel Motoclub. Всего было 5 призовых мест.

Дата окончание конкурса - 6 октября 1931 года. После этого менеджер по продажам Андерсен объявил победителя на конференции дилеров Opel во Франкфурте, 24 ноября 1930 года. Среди 1,5 миллионов заявок было выбрано название “Блиц”. К сожалению информацию о победителях конкурсах мне найти не удалось.. Самое интересное что Opel уже использовал это название в своей линейке велосипедов с 1889 года. А теперь он ассоциировался с Opel Сommercial Vehicle на долгие 60 лет. Новая модель имела грузоподъемность от 1,5 до 2.5 тонн в зависимости от модификации, три разные колесные базы и два двигателя, 2,6-литровый 4ех цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 40 л.с., а более мощная версия Blitz “6” получил 3,6-литровый шестицилиндровый бензиновый двигатель “Marquette” мощностью 61 л.с., американского производства (в те годы General Motors имела долю акций в размере 80% компании Opel).

Интерес военных.

В 1935 году, компания получила средства на строительство специализированного и совершенно нового завода Opelwerk в Бранденбурге-на-Гавеле, заточенного на конкретное производство грузовиков Opel Blitz. Новый завод Opelwerk в Бранденбурге-на-Гавеле, открытый при большом участии нацистских чиновников, занимал площадь 850 000 квадратных метров и был спроектирован исключительно для производства грузовиков в больших масштабах. Кроме того, это был первый специально спроектированный завод Opel для конвейерного производства. Уже в июле 1937 года завод отпраздновал выпуск 25000 грузовика Blitz Express в разных вариациях- начиная от бортовых грузовиков и голых шасси - и заканчивая цельнометаллическими фургонами и автобусами. В этом году грузовик получил новую более комфортную кабину и усиленную раму.

Двигатель Marquette был признан устаревшим, и в 1937 году он был заменен на более современную отечественную модель, верхнеклапанный рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель - Opel 1920 мощностью 75 л.с., который устанавливался на легковой автомобиль Opel Admiral и технически очень похожий на двигатели Chevrolet того времени. Именно эта версия широко использовалась вермахтом. Двигатель работал в паре 5 ступенчатой механической коробкой передач, заявленная скорость 80км/ч, запас хода 410 км. В 1937 году появилась модификация с полным приводом для моделей идущих на нужды армии (под обозначением "Allrad").

Верхнеклапанный рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель Opel 1920 мощностью 75 л.с
Верхнеклапанный рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель Opel 1920 мощностью 75 л.с

В 1939 году на свет появилась модификация 3-тонного Blitz 3.6; которая станет основным продуктом производства Opel, полностью предназначенного для армии. Модификация включала в себя удлиненную версию и полный привод "Blitz A". В Ваффенвамте (Waffenamt (WaA) — агентство вооружения немецкой армии) эта модель была идентифицирована как Kfz.305.

Opel Blitz 3.6-6700 A Kfz.305. 4x4
Opel Blitz 3.6-6700 A Kfz.305. 4x4

На службе Вермахта.

Вопреки распространенному мнению о моторизованности армий Вермахта , основную часть его составляла пешая пехота с конной артиллерией. Как правило, они действовали с целью погашения очагов в населенных пунктах, после стремительного движения танковых дивизий. Последние использовали Opel Blitz в составе своей колонны снабжения и чтобы занять это место, Опелю пришлось побороться в виду жесткой конкуренции среди военных грузовиков обладающих хорошими внедорожными качествами, в то время Опелю наступали на пятки такие именитые бренды как MAN, Borgward, Mercedes-Benz. Ну и как вы понимаете - победил 3-тонный "Блиц", и завод Opel получил крупный заказ на производство грузовиков для вермахта. Kfz.305 c колесной базой 4x2 интенсивно использовался армией во многих модификациях и цветовой гамме, особенно самая запоминающиеся трехцветная раскраска.

Трехцветная раскраска Blitz
Трехцветная раскраска Blitz

Следы его шин вскоре стали известны по всей Европе, от полей Франции до бескрайних песков Африканской пустыни и Русской распутицы.

Во время войны Blitz зарекомендовал себя как очень выносливая и простая в обслуживании машина, но как и почти любой другой автомобиль, служивший на Восточном фронте, Blitz обычно увязал в болоте. Поэтому так свет увидел полугусеничный Opel Maultier, появившийся в конце 1941 года - после того, как немецкие войска стали осознавать, что их стандартные грузовики не могут справиться с условиями распутицы. Сама конструкция крепилась к подрамнику, которую можно было без особых усилий установить на любой Opel Blitz. Было выпущено около 4 000 экземпляров серийной модели Opel Blitz 3.6-36S / SSM Maultier.

Blitz стал неотъемлемой частью танковых дивизий в колонне снабжения. В отличие от дизельный грузовиков, бензиновый двигатель Blitz можно было запустить при помощи кипяченой воды политой на впускной коллектор в очень холодных и суровых зимах Восточного фронта. В дополнение к "оборонзаказам" многие тысячи довоенных гражданских грузовиков Opel "Blitz" были доведены до армейского стандарта под тем же наименованием Kfz.305 и призваны на службу в армейские части. На шасси Opel "Blitz" было произведено большое количество различных армейских модификаций, от машин связи до ремонтных мастерских, бензовозов, мобильных прачек или типографий, а также штабных автобусов и пожарных машин.

В 1942 году Daimler Benz AG был привлечен к производству по лицензии Blitz для нужд армии. Все Blitz построенные заводе Mercedes, были визуально идентичны и назывались Mercedes L701 и выпускались после войны вплоть до 1949 года.

Но лицензионное производство началось только в 1944 году, после разрушения одного из заводов Opel в Руссельхайме ночными налетами королевских ВВС и в результате чего производство более дорого и сложного в производстве Mercedes-Benz L3000 на данном заводе было остановлено.(О модели L3000 мы расскажем в одной из следующих серий подобных статей) Большое количество "Блицев" было захвачено Красной Армией в 1943 году после битвы на Курской дуге, в последующем многие из этих трофейных грузовиков принимали участие в большом наступлении в августе 1945 года против Японской армии в восточном Китае. С 1937 по 1944 год на мощностях заводов Opel из 140 000 построенных автомобилей 82356 числились стандартными армейскими грузовиками Blitz S, 14122 грузовиков с длинной колесной базой и грузоподъемностью 3 тонны и 8363 грузовиков с более короткой колесной базой грузоподъемностью 2,5 тонны. В конце войны стальную, жесткую кабину ввиду нехватки материалов на некоторых моделях изготавливали из прессованного картона.

Opel Blitz 4x4
Opel Blitz 4x4

Другим интересным моментом было то, что грузовики Opel имели взаимозаменяемые детали с грузовиками GM, так к примеру в Северной Африке при захвате поставляемых для Британии по ленд-лизу грузовиков GMC была возможность повторно использовать их детали и двигатели на Blitz, то же самое происходило и на Восточном фронте. Производство Blitz на мощностях заводов Opel прекратилось в 1944 году, в 1946 году бренд был возрожден для нужд послевоенной Германии, и Opel продолжал выпускать Blitz до 1975 года.

Blitz 1946
Blitz 1946

Продолжение следует..