Найти в Дзене
Рождённый в USSR

Совершенно секретно. Проект - №80. Как так получилось, что амбициозную разработку отправили пылиться в архив

СТП - скоростное транспортное плавсредство с танком Т-55 на борту. Севастополь 1967 год
СТП - скоростное транспортное плавсредство с танком Т-55 на борту. Севастополь 1967 год

С самого окончания Великой Отечественной Войны руководство СССР было озабочено вопросами модернизации армии. Началом можно считать принятие на вооружение легендарного автомата Калашникова в 1947 году.

Но, как известно, результат достигается методом проб и ошибок. Как раз про один из таких проектов и пойдёт речь.

Автомат Калашникова (АК-47). Место проведения съёмки неизвестно 1949 год
Автомат Калашникова (АК-47). Место проведения съёмки неизвестно 1949 год

В конце 50-х годов советское командование поставило перед отечественными конструкторами задачу.

Придумать способ быстрого и внезапного десанта танков на территорию противника по морю с возможностью при необходимости ведения огня непосредственно с плавсредства.

Танк Т-55. Кубинка 1959 год
Танк Т-55. Кубинка 1959 год

Разработку поручили КБ "Волгобалтсудопроект". Перед конструкторами стояла сложнейшая задача. Придумать плавательное средство, которое сможет транспортировать новейшие на тот момент танки Т-54 и Т-55.

За проект взялись с присущим СССР размахом и, надо сказать, добились немалых успехов.

Проект №80. Схема СТП. Два возможных варианта передвижения СТП: а) - положение СТП при движении танка по суше; б) - положение СТП при движении танка по воде
Проект №80. Схема СТП. Два возможных варианта передвижения СТП: а) - положение СТП при движении танка по суше; б) - положение СТП при движении танка по воде

Основу СТП - скоростное транспортное плавсредство. Составили два катера, которые крепились по бокам самого танка. Также на каждом катере имелось по два гидроцилиндра, которые приподнимали всю конструкцию над землёй, когда танк стоял ещё на суше.

Не забыли советские конструкторы оснастить такой понтон и подводными крыльями, наподобие тех, что можно было видеть на скоростных катерах "Ракета" и "Метеор".

Скоростной речной пассажирский теплоход на подводных крыльях "Метеор" 1960 год
Скоростной речной пассажирский теплоход на подводных крыльях "Метеор" 1960 год

Это дало впечатляющий результат по скорости передвижения танка по воде. Вместо ожидаемых 50 км\ч на испытаниях СТП разогнался до 58 км\ч при волне в 3 балла.

Крепление самого танка на СТП занимало вполне приемлемые 45 минут, а отстыковка от СТП занимала и вовсе 3 минуты. Также нельзя не отметить того факта, что для управления всей конструкцией требовалось всего два человека, которые могли автономно с танком на борту проплыть около 350 км.

Испытание СТП на суше. Севастополь 1967 год
Испытание СТП на суше. Севастополь 1967 год

Однако на этом успеха проекта №80 завершились. Далее началась серия неудач, которые и привели к закрытию проекта.

Первая серьёзная проблема заключалась в том, что при волне в 5 баллов подводные крылья не могли приподнять танк над водой, и двигатели катеров заливала волна. Моторы попросту глохли.

Испытание СПТ на воде. Севастополь 1967 год
Испытание СПТ на воде. Севастополь 1967 год

СТП мог передвигаться при волне в 5 баллов, но с куда более скромной скоростью в 15-20 км\ч. В условиях боевой обстановки скорость решает многое. 15-20 км\ч был не тот результат, на который рассчитывали военные.

А дожидаться в условиях боевых действий хорошей погоды было немыслимо.

Испытание СТП на суше. Севастополь 1967 год
Испытание СТП на суше. Севастополь 1967 год

Второй мощный минус состоял в том, что при большой волне нагрузки на конструкцию вырастали в разы. Проведённые расчёты говорили, что конструкция не сможет вынести тех нагрузок, которые на неё собирались дать.

Во время испытаний одно из креплений (крыло-стяжка), не выдержав нагрузки, разлетелось в щепки. Танк ушёл под воду. Благодаря профессионализму испытателей и так как СТП находился недалеко от берега, обошлось без жертв.

Проект №80. Схема СТП. Вид спереди и вид сверху
Проект №80. Схема СТП. Вид спереди и вид сверху

Если с передвижением СТП по воде ещё как то с натяжкой справились, то вот с задачей по стрельбе танка непосредственно с СТП конструкторы не смогли справиться от слова совсем.

Даже при небольшой волне стрельба из танка не привела ни к каким результатам. Тут не приходилось говорить о какой то неудаче. Для стрельбы с СТП по береговым целям требовалось принципиально иные стабилизирующие устройства, которые на СТП не было возможности установить.

Проект №80. Схема СТП. Вид сбоку
Проект №80. Схема СТП. Вид сбоку

Да и процесс стрельбы повышал и без того большую нагрузку на всю конструкцию и крепления СТП к самому танку. Но всё же главной причиной закрытия проекта стали причины стратегического характера.

Десантирование танков и прочей техники производится десятками единиц техники.

Испытание СПТ на воде. Севастополь 1967 год
Испытание СПТ на воде. Севастополь 1967 год

Для десанта танков на СТП требовалось слишком громоздкие конструкции, и обеспечить незаметный и безопасный подход СТП к берегам противника было практически невозможно, особенно при плохой погоде.

Испытание СТП на суше. Севастополь 1967 год
Испытание СТП на суше. Севастополь 1967 год

По этим причинам в 1971 году было принято решение закрыть проект. Если верить информации, которой я нашёл, то документация проекта №80 рассекречена только частично, а это значит, что наработки, которые сделали 70 лет назад, актуальны и по сей день.

Поэтому говорить о том, что проект №80 был неудачным, категорически нельзя.

Если понравилось статья, ставьте лайк и оставляйте комментарий. Интересно ваше мнение о прочитанном. Также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!