Есть женщины, которые своим возлюбленным приносят только несчастья. Такой роковой женщиной была Юлия Самойлова, в девичестве Пален. Юлия Пален считалась первейшей невестой, она была необыкновенной красавицей. Современники отмечали, что у нее был «итальянский тип» красоты - жгучая брюнетка с глазами, «облитыми влагой сладострастья». Это особенно поражало на фоне распространенного в высшем обществе славянского типа женской красоты. Кроме красоты Юлии досталось потрясающее наследство, которое она проматывала в течении всей своей жизни.
Вскоре для прекрасной Юлии отыскался жених флигель адъютант, преображенец, граф Николай Александрович Самойлов, тоже красавец писаный. Это была самая элегантная пара в Петербурге. Но брак очень быстро распался. Самойлов оказался замешен в деле декабристов, но его причастность к заговору доказана не была, и он вышел на свободу. Большей неприятностью для него стала измена Юлии. С грандиозным скандалом супруги Самойловы разъехались в разные стороны...
Юлия оказалась свободна и с головой погрузилась в светскую жизнь Петербурга. В это время она получает от бабушки, которая была из рода Скавронских, наследство - имение Графская Славянка под Петербургом.
Петербургский свет частенько собирался здесь на балы и музыкальные вечера. Гостей встречала графиня Самойлова прелестная, щедрая и изысканная хозяйка. В те времена празднества в частных домах не уступали в пышности придворным балам и маскарадам, но превосходили их свободой, отсутствием придворных условностей, сковывавших гостей. Особенно славились маскарады в Графской Славянке: дамы в масках интриговали кавалеров, и разгадать, какая из этих масок - сама хозяйка, было непросто. Чтобы их не узнали, дамы прибегали к разным ухищрениям: меняли по ходку, подкладывали в платья вату, говорили, держа во рту орех...
У Самойловой начался бурный роман с графом Сен-При, гусаром, известным повесой, гулякой и остроумнейшим карикатуристом. Альбом карикатур Сен-При считался настоящей ценностью - в нем не было пощады никому, разве только государю. Не раз эти карикатуры становились поводом для вызова художника на дуэль. Он без ума влюбился в Самойлову, но тут его шалости окончательно вывели начальство из себя. Сен-При исключили из гвардии и выслали за границу. Приехав в Рим, он якобы узнал об изменах своей возлюбленной и покончил с собой.
Веселые вечера в Графской Славянке, которые казались в чинном Петербурге родом вакханалий и сатурналий, вызывали раздражение властей. Вообще к этому времени у Самойловой, которая вела жизнь «по велению сердца», уже сложилась не очень лестная репутация. Вечера в Графской Славянке породили легенду: будто бы император, недовольный тем, что Графская Славянка Самойловой «оттягивала» гостей от Царского Села, через посланца предложил Юлии продать имение.
Однако Юлия Павловна дерзко ответила посланнику: «Скажите государю, что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и где бы она ни была, станут ездить к ней».
В 1832 году она отправилась в Италию, в Рим, Милан, где у нее начался бурный роман со знаменитым художником Карлом Брюлловым. К моменту знакомства с Самойловой его, модного художника, снедали жестокие угрызения совести, утопилась влюбленная в него, но отвергнутая итальянская девица. Явление блестящей Юлии Павловны изменило жизнь Брюллова.
Их роман тянулся довольно долго, - может быть, благодаря полной свободе, которую они предоставили друг другу в промежутках бурной совместной жизни, наполненной путешествиями и гульбой. Самойлова клялась Брюллову в верности до гроба, но это скорее метафора, никому, кроме своего каприза, Самойлова не была верна. Но и этот роман подошел к своему концу. Так получилось, что Брюллова отозвали в Россию вслед за отправленной еще ранее картиной «Гибель Помпеи», которая потрясала всех. Но по возвращении в Россию у Брюллова начались неприятности. Один из приятелей предупреждал Брюллова: «Бойся ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет своими чужих. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума».
И действительно. Что-то не заладилось в жизни Брюллова. Для начала он потерпел катастрофу в семейной жизни. Сразу же после свадьбы ему изменила жена, красавица и пианистка Эмилия Тимм. Пришлось разводиться с ней, причем с большим скандалом. Тогда же начались творческие неудачи, его как будто постигла творческая немощь. Он замахнулся написать картину на русскую тему, которая бы превзошла масштабами и славой «Гибель Помпеи». Новой сенсации не получилось.
Юлия возвращалась в Россию несколько раз: в 1839 году, когда получала наследство дедушки Литты, потом в начале 1840-х годов, когда вдруг задумала воссоединиться с мужем, который и сам был не прочь продолжить столь нелепо прерванный брак, обворожительная Юлия, как и в молодости, сияла красотой. Но затея с восстановлением супружества провалилась - этому воспрепятствовала судьба: в 1842 году граф Самойлов внезапно умер.
В начале 1840-х годов в Петербурге Брюллов пишет свой знаменитый «Парадный портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Пачини» один из своих шедевров, в которых он с любовью, вспыхнувшей, как и в Италии, прежде, воспел ослепительную, теплую красоту Юлии. Она застигнута художником в тот момент, когда вместе с девочкой поспешно покидает пышущую жаром, светом и музыкой бальную залу.
Климат Севера стал опять вреден Юлии, и она вновь уехала в Италию. Там она поселилась в Милане, где у нее был роскошный дворец, прекрасно обставленный редкостной мебелью и произведениями искусства. Там была великолепная коллекция картин, посмотреть которую приезжали все знаменитости, попадавшие в Милан, особенно соплеменники графини. Не менее богатая коллекция была и в ее доме под Парижем. Великолепна была и ее загородная, на озере Комо, вилла «Юлия». И в Милане, и на вилле в салоне прекрасной русской графини собирались литераторы, художники, поэты, дипломаты.
Но тут случилось, то что Юлия сама не ожидала. В одном провинциальном маленьком городке у нее внезапно сломалась карета. К немалой досаде графини, ей, увы, предстояло провести остаток дня и ночь в этом захолустье. Чтобы как-то убить время, Юлия Павловна вечером отправилась в местный театр на премьеру оперы и... из-за пыльных занавесей убогой ложи ее ловко подстрелил меткой золотой стрелой непоседливый Амур: Самойлова услышала божественный тенор. Он принадлежал скромному и болезненному молодому человеку, дебютировавшему в этот вечер на театральной сцене. Сорокатрехлетняя Юлия мгновенно в него влюбилась. А вскоре она обвенчалась с певцом, после чего молодая пара отправилась на медовый месяц в Венецию.
Подобная история типична для пылкой, сумасбродной Юлии Павловны. Но замужество с иностранцем лишило ее графского титула и русского подданства. И заставило продать Графскую Славянку. Недолгим был и этот роман Юлии. Она пристроила своего обожаемого тенора в Ла Скалу, а уже в 1846 году он умер от чахотки. Они не прожили даже года.
Потеря аристократического титула стала угнетать Юлию и она купила себе новый титул в 1863 году у обнищавшего графа де Морнэ. Юлии пришлось отдать фиктивному мужу все свое богатство. Но обедневшая Юлия не унывала. До конца жизни на ее столе стояли два портрета ее мужей Самойлова и Пери, и Юлия никак не могла решить, кто из них красивее.
Она умерла в 1875 году и завещала себя похоронить со своим обожаемым тенором.