Найти тему
Ольга Иорданская

Роковая Юлия Самойлова.

Есть женщины, которые своим возлюбленным приносят только несчастья. Такой роковой женщиной была Юлия Самойлова, в девичестве Пален. Юлия Пален считалась первейшей невестой, она была необыкновенной красавицей. Современники отмечали, что у нее был «итальянский тип» красоты - жгучая брюнетка с глазами, «облитыми влагой сладострастья». Это особенно поражало на фоне распространенного в высшем обществе славянского типа женской красоты. Кроме красоты Юлии досталось потрясающее наследство, которое она проматывала в течении всей своей жизни.

Николай Александрович Самойлов
Николай Александрович Самойлов

Вскоре для прекрасной Юлии отыскался жених флигель адъютант, преображенец, граф Николай Александрович Самойлов, тоже красавец писаный. Это была самая элегантная пара в Петербурге. Но брак очень быстро распался. Самойлов оказался замешен в деле декабристов, но его причастность к заговору доказана не была, и он вышел на свободу. Большей неприятностью для него стала измена Юлии. С грандиозным скандалом супруги Самойловы разъехались в разные стороны...

Юлия оказалась свободна и с головой погрузилась в светскую жизнь Петербурга. В это время она получает от бабушки, которая была из рода Скавронских, наследство - имение Графская Славянка под Петербургом.

Петербургский свет частенько собирался здесь на балы и музыкальные вечера. Гостей встречала графиня Самойлова прелестная, щедрая и изысканная хозяйка. В те времена празднества в частных домах не уступали в пышности придворным балам и маскарадам, но превосходили их свободой, отсутствием придворных условностей, сковывавших гостей. Особенно славились маскарады в Графской Славянке: дамы в масках интриговали кавалеров, и разгадать, какая из этих масок - сама хозяйка, было непросто. Чтобы их не узнали, дамы прибегали к разным ухищрениям: меняли по ходку, подкладывали в платья вату, говорили, держа во рту орех...

У Самойловой начался бурный роман с графом Сен-При, гусаром, известным повесой, гулякой и остроумнейшим карикатуристом. Альбом карикатур Сен-При считался настоящей ценностью - в нем не было пощады никому, разве только государю. Не раз эти карикатуры становились поводом для вызова художника на дуэль. Он без ума влюбился в Самойлову, но тут его шалости окончательно вывели начальство из себя. Сен-При исключили из гвардии и выслали за границу. Приехав в Рим, он якобы узнал об изменах своей возлюбленной и покончил с собой.

Веселые вечера в Графской Славянке, которые казались в чинном Петербурге родом вакханалий и сатурналий, вызывали раздражение властей. Вообще к этому времени у Самойловой, которая вела жизнь «по велению сердца», уже сложилась не очень лестная репутация. Вечера в Графской Славянке породили легенду: будто бы император, недовольный тем, что Графская Славянка Самойловой «оттягивала» гостей от Царского Села, через посланца предложил Юлии продать имение.

Однако Юлия Павловна дерзко ответила посланнику: «Скажите государю, что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и где бы она ни была, станут ездить к ней».

В 1832 году она отправилась в Италию, в Рим, Милан, где у нее начался бурный роман со знаменитым художником Карлом Брюлловым. К моменту знакомства с Самойловой его, модного художника, снедали жестокие угрызения совести, утопилась влюбленная в него, но отвергнутая итальянская девица. Явление блестящей Юлии Павловны изменило жизнь Брюллова.

Их роман тянулся довольно долго, - может быть, благодаря полной свободе, которую они предоставили друг другу в промежутках бурной совместной жизни, наполненной путешествиями и гульбой. Самойлова клялась Брюллову в верности до гроба, но это скорее метафора, никому, кроме своего каприза, Самойлова не была верна. Но и этот роман подошел к своему концу. Так получилось, что Брюллова отозвали в Россию вслед за отправленной еще ранее картиной «Гибель Помпеи», которая потрясала всех. Но по возвращении в Россию у Брюллова начались неприятности. Один из приятелей предупреждал Брюллова: «Бойся ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет своими чужих. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума».

картина Брюллова  Юлии Самойловой
картина Брюллова Юлии Самойловой

И действительно. Что-то не заладилось в жизни Брюллова. Для начала он потерпел катастрофу в семейной жизни. Сразу же после свадьбы ему изменила жена, красавица и пианистка Эмилия Тимм. Пришлось разводиться с ней, причем с большим скандалом. Тогда же начались творческие неудачи, его как будто постигла творческая немощь. Он замахнулся написать картину на русскую тему, которая бы превзошла масштабами и славой «Гибель Помпеи». Новой сенсации не получилось.

Юлия возвращалась в Россию несколько раз: в 1839 году, когда получала наследство дедушки Литты, потом в начале 1840-х годов, когда вдруг задумала воссоединиться с мужем, который и сам был не прочь продолжить столь нелепо прерванный брак, обворожительная Юлия, как и в молодости, сияла красотой. Но затея с восстановлением супружества провалилась - этому воспрепятствовала судьба: в 1842 году граф Самойлов внезапно умер.

В начале 1840-х годов в Петербурге Брюллов пишет свой знаменитый «Парадный портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Пачини» один из своих шедевров, в которых он с любовью, вспыхнувшей, как и в Италии, прежде, воспел ослепительную, теплую красоту Юлии. Она застигнута художником в тот момент, когда вместе с девочкой поспешно покидает пышущую жаром, светом и музыкой бальную залу.

Климат Севера стал опять вреден Юлии, и она вновь уехала в Италию. Там она поселилась в Милане, где у нее был роскошный дворец, прекрасно обставленный редкостной мебелью и произведениями искусства. Там была великолепная коллекция картин, посмотреть которую приезжали все знаменитости, попадавшие в Милан, особенно соплеменники графини. Не менее богатая коллекция была и в ее доме под Парижем. Великолепна была и ее загородная, на озере Комо, вилла «Юлия». И в Милане, и на вилле в салоне прекрасной русской графини собирались литераторы, художники, поэты, дипломаты.

Но тут случилось, то что Юлия сама не ожидала. В одном провинциальном маленьком городке у нее внезапно сломалась карета. К немалой досаде графини, ей, увы, предстояло провести остаток дня и ночь в этом захолустье. Чтобы как-то убить время, Юлия Павловна вечером отправилась в местный театр на премьеру оперы и... из-за пыльных занавесей убогой ложи ее ловко подстрелил меткой золотой стрелой непоседливый Амур: Самойлова услышала божественный тенор. Он принадлежал скромному и болезненному молодому человеку, дебютировавшему в этот вечер на театральной сцене. Сорокатрехлетняя Юлия мгновенно в него влюбилась. А вскоре она обвенчалась с певцом, после чего молодая пара отправилась на медовый месяц в Венецию.

Подобная история типична для пылкой, сумасбродной Юлии Павловны. Но замужество с иностранцем лишило ее графского титула и русского подданства. И заставило продать Графскую Славянку. Недолгим был и этот роман Юлии. Она пристроила своего обожаемого тенора в Ла Скалу, а уже в 1846 году он умер от чахотки. Они не прожили даже года.

Потеря аристократического титула стала угнетать Юлию и она купила себе новый титул в 1863 году у обнищавшего графа де Морнэ. Юлии пришлось отдать фиктивному мужу все свое богатство. Но обедневшая Юлия не унывала. До конца жизни на ее столе стояли два портрета ее мужей Самойлова и Пери, и Юлия никак не могла решить, кто из них красивее.

Она умерла в 1875 году и завещала себя похоронить со своим обожаемым тенором.