За годы работы у меня сложился фирменный метод отделки изделий из массива. Я стараюсь достичь такого же эффекта, как на дедовских образцах. Подчеркнуть резьбу, выявить текстуру дерева, чтобы создать вот это особое благородство...
О разных способах отделки изделий из дерева
«Как и чем вы покрываете резьбу после морения? И какие способы есть вообще: от традиционных до современных? Лаком из пульверизатора, лаком с помощью кисточки и многослойного покрытия с прошлифовыванием слоёв… И, может, раньше воском покрывали? Или есть ещё варианты?»
Этот вопрос мне задавали после публикации фото и видео работы над монастырским резным киотом. В том случае резьба была покрыта как раз матовым алкидным лаком с помощью пульверизатора. Подобную работу вы можете увидеть в моём коротком видео "Резьба и лакировка киотов для икон Марии Египетской и Киево-Печерских святых".
А вообще автор вопроса совершенно верно перечислил почти все возможные способы отделки деревянных изделий. Я бы разве что добавил ещё шеллак, который наносится тампоном.
Почему я отказался от морилки
Мне ближе натуральные покрытия – масляные и восковые, именно те, которыми деды пользовались. И сейчас я наблюдаю возрождение этой традиции. От морилки мы тоже с коллегами в монастыре отказались давно, красим пигментами. Пигмент тонирует, но не так выявляет текстуру дерева, как морилка. Я работаю с резьбой – много торцов и полуторцов, то есть в этих местах морилка будет темнее. Резьбу покрыть морилкой, чтобы не испортить работу, сложно.
Я всегда говорю: отделкой можно сделать изделие в несколько раз благороднее, а можно совершенно испортить. Тонкости и выбранный способ зависит от задачи: покрытие выбирается в соответствии с ней, с желаемым результатом.
⠀
О бабушках, стирающих золото
В монастыре вот отказались от так любимых мной восковых и масляных покрытий по чисто технической причине. Там нужно, чтобы изделия не пачкались, не собирали копоть, чтобы их было можно легко (и безопасно!) протереть. А то были случаи, когда сердобольные бабушки тряпочкой стирали золото. Так от души старались отмыть киоты и мебель, что на тряпочках своих уносили всё покрытие.
⠀
Очень часто мне задают один и тот же вопрос про отделку: «Чем покрываете?» На всех изделиях, которые я обычно показываю в соцсетях, если не пишу иное, я использовал свой любимый способ отделки: масло с натуральным пигментом и воск. Чуть больше расскажу про это отдельным постом. Можете здесь задать свои вопросы про отделку – соберу потом ответы в один текст.
Интересный момент, связанный с ручной резьбой и прозрачной отделкой, упомянут мной в статье про то, как отличить ручную резьбу от резьбы, выполненной на станке с ЧПУ. Полюбопытствуйте, кто ещё не видел. Этот материал поможет вам лучше понять, за что я ратую.