Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Когда появилось колесо обозрения и почему его называют «чертовым колесом»?

Первое колесо обозрения построили в 1893 году ко Всемирной выставке в Чикаго. Архитектурным символом предыдущей парижской выставки была знаменитая Эйфелева башня. Необычная металлическая конструкция высотой 300 метров поразила мировую публику, и колумбийские градостроители задались целью затмить успех французских коллег.

Екатерина Лутохина. Чертово колесо. 2009 Частное собрание
Екатерина Лутохина. Чертово колесо. 2009 Частное собрание

Для этого американский инженер Джордж Феррис спроектировал аттракцион в виде колеса диаметром 75 метров. С его вершины можно было увидеть всю экспозицию. Сначала дирекция не была уверена в безопасности сооружения, но идею Ферриса поддержали коллеги-инженеры, а инвесторы предложили вложить в строительство 400 тысяч долларов — и проект все-таки одобрили.

Колесо весом в 2000 тонн двигали две мощные паровые машины, вращая его вокруг стальной кованой оси. К ободу крепилось 36 кабинок-автобусов, в каждой из которых было по 20 сидячих и 40 стоячих мест. Так на аттракционе помещалось одновременно 2160 пассажиров.

Колесо обозрения на площадке аттракционов в жилом районе Нижнекамска, Республика Татарстан. 1976 год. Фотография: Евгений Логинов / ТАСС
Колесо обозрения на площадке аттракционов в жилом районе Нижнекамска, Республика Татарстан. 1976 год. Фотография: Евгений Логинов / ТАСС

В английском языке аттракцион до сих пор называется «колесом Ферриса». В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной версии, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.

По другой версии, аттракцион позаимствовал имя у своего предшественника — «колеса смеха», которое состояло из горизонтального круга на подвижной платформе. Когда оно начинало вращаться, человек в центре терял равновесие и ударялся о мягкие стенки. Механик, управляющий колесом, менял скорость и саркастически шутил. А толпа вокруг смеялась и восторженно кричала. Аттракцион был довольно травмоопасным, поэтому в народе его тоже называли «чертовым колесом». Позднее он стал вертикальным и более безопасным, но оригинальное название сохранилось.

Автор: Дарья Мартыненко