Найти в Дзене
Научная Психология

Транзактный анализ Э. Берна. Часть 3

Поговорим сегодня о теории мотивации и коснемся темы родительских запретов. Но сперва хочется отметить, что в психологии существует 2 ключевых направления: проблемно-ориентированный подход и клиентоориентированный. Разница заключается в том, что психолог должен понимать, он сейчас работает с проблемой или с клиентом. Если с проблемой, то в этом случае психолог должен обладать большим количеством техник по теме «как убрать симптом». Это краткосрочная терапия, которая дает лишь временный эффект. Условно, возьмём в пример дерево: если болезнь в корне, то хоть сколько мы будем работать с листьями, заботиться о них и брызгать их всякими полезными веществами, то дерево от своей болезни все равно не излечиться. Мы можем обрызгать и вылечить листья с одной стороны, но в это время уже на другой половине дерева разрастется та же болезнь. Терапия в глубинном методе, это как раз - таки работа с корнем. И когда мы вылечим корни, то листья восстановятся сами. Хорошо, давайте продолжим говорить об
Оглавление

Поговорим сегодня о теории мотивации и коснемся темы родительских запретов.

Но сперва хочется отметить, что в психологии существует 2 ключевых направления: проблемно-ориентированный подход и клиентоориентированный. Разница заключается в том, что психолог должен понимать, он сейчас работает с проблемой или с клиентом. Если с проблемой, то в этом случае психолог должен обладать большим количеством техник по теме «как убрать симптом». Это краткосрочная терапия, которая дает лишь временный эффект.

Условно, возьмём в пример дерево: если болезнь в корне, то хоть сколько мы будем работать с листьями, заботиться о них и брызгать их всякими полезными веществами, то дерево от своей болезни все равно не излечиться. Мы можем обрызгать и вылечить листья с одной стороны, но в это время уже на другой половине дерева разрастется та же болезнь. Терапия в глубинном методе, это как раз - таки работа с корнем. И когда мы вылечим корни, то листья восстановятся сами.

Хорошо, давайте продолжим говорить об играх, в которые играют люди.

Каждый психолог сталкивается с играми клиента, с манипуляциями. Это происходит не потому что клиент хочет поиздеваться, нет. Манипуляции, осуществляемые клиентом, это его обычные манипуляции, это часть его жизни, это то, как он общаетс и с другими людьми. То, как человек ведёт себя с психологом, так он и ведёт себя с остальными. В этом нет злого умысла и люди зачастую даже не замечают этого за собой. Часто человек заигрывается в игры и начинает даже отождествлять себя с персонажем своей игры. В играх важно понимать, что вообще тут происходит.

Масштабно мы рассматриваем тему жизненного сценария. Какое место занимают игры? Мы можем представить такую метафору: Жизненный сценарий - он как кузов автомобиля, в то время, как игры - это колеса этого автомобиля.

Рассмотрим теорию мотивации по Эрику Берну.

Это очень глубокая и обширная тема, поэтому позвольте мне постараться объяснить ее покороче, простым языком и максимально ясно.

Теория мотивации, по сути, отвечает на вопросы: Зачем ,почему люди играют в игры? Для чего они это делают?

Предлагаю познакомиться со следующими понятиями: голод по стимулам, поглаживание, стимульный голод. Что все это значит?

Голод по стимулам. Когда обычный человек не получает зрительную, сенсорную информацию, он начинает ее галлюцинировать. Это то, чем занимаются буддисты, индийские йоги. Они отключаются от внешней системы и погружаются в себя, во внутреннюю систему. В полной изоляции нервная система начнет выдавать внутренние картинки за внешнюю реальность.

Поглаживание. Вернемся к Зигмунду Фрейду, так как Эрик Берн был его учеником. Зигмунд Фрейд был первым психологом, кто заговорил о сексуальности в структуре психики человека. Он первый ввел это понятие в исследовательскую деятельность психологии. В то время это было ноу - хау. Благодаря этому, многие проблемы стали встречаться реже. Эрик Берн взял концепцию Фрейда, но пошел дальше. Он был более гуманистически ориентированным психологом и задумался о том, что сексаульное влечение очень важно для человека, но секс как таковой - это продолжение отношений. То есть, перед самим сексом должна быть какая - то игра, перед ним были какие - то отношения. Иначе это вишенка на тортике без самого тортика.

И Эрик Берн задумался о том, что человеку важна любовь. Сексуальное влечение несомненно имеет место быть, но у человека есть также и потребность в любви, тепле, заботе. Просто побыть рядом с любимым человеком - это потребность и очень важная. Но как добавить любовь в науку? Тогда Эрик Берн очень аккуратно ввел термин "Поглаживание". И сказал, что это специфическая форма стимуляции друг друга. Это значимость другого человека, признание, объятия, поцелуи. Поглаживанием может быть даже имя человека. Другими словами, он завуалировано говорил о любви.

По этой теме есть книга Эриха Фромма - искусство любить.

Стимульный голод. Если мы обратимся к пирамиде Маслоу, то вспомним, что фундамент в пирамиде потребностей - это физиологические потребности, затем идет потребность безопасности, затем в принятии и любви (поглаживания), затем в стимуле. Стимульный голод это высокая ступень.

Когда мы говорим про Маслоу, что мы подразумеваем под потребностью в принятии и уважении? Каждому человеку очень важно признание и уважение его как личности и профессионала в профессиональной среде. Это сигнал человеку о том, что он нужен миру. Это его достижения и поступки. Это когда человеку недостаточно похвалы только от своих родителей, ему нужно еще подкрепление от других. Иногда, по этой причине дети и подростки хотят участвовать в различных конкурсах, чтобы члены жури сказали им о том, что они потрясающие.

Голод по поглаживаниям. Эрик Берн задавался вопросом: Для чего люди играют в игры? Для чего все эти манипуляции чувством вины, любовью и т.д. ? Для чего все эти скрытые психологические транзакции?

В основе любой игры лежит иллюзия дефицита, иллюзия голода. Человек испытывает голод по поглаживаниям. Ему требуется ощущение того, что он важен, что он нужен, что он значим, что его любят, что его принимают. Ему требуется подпитать свое эго. И когда человеку этого мало, он пускается в игры.

На эту тему можно более подробно почитать сказу о пушистиках Эрика Берна. Дейл Карнеги также написал книгу, по сути она о том, как грамотно давать поглаживания людям, от которых те не смогут отказаться.

Рассмотрим родительские запреты на поглаживания

Все эти запреты ложатся в основу игр в основе сценария. Прочитайте их и отметьте себе то, что вы узнали в себе. Со всеми этими запретами можно и нужно работать на терапии, просто вы уже будете знать, что у вас конкретно и поймете, откуда это взялось.

1. Не принимай поглаживания.

"Не принимай комплименты, не принимай похвалу", "Не хвалите ее, зазнается". Ребенок слышит такое в детстве, вырастает и во взрослом возрасте не может принять похвалу в свой адрес.

Например, взрослую девушку хвалят за то, что она потрясающе прочитала лекцию, а она в ответ говорит что - то в роде: "Ой, да нет, вы знаете, я на самом - то деле такая глупая. Мне просто повезло. Да тема легкая, да что вы. Да я один раз в жизни всего там подготовила текст. Все это мелочи". В этот момент она по сути ищет как отмазаться и внутри себя не может принять это.

Или ей говорят что она просто бесподобно выглядит. И даже если она и говорит "Спасибо", то внутри нее все равно бушует что - то в роде "Ой да ладно, это ты меня в купальнике не видела. Я вся заплыла жирами". Таким образом, человек сам себя обесценивает.

Так работает первый запрет. "Не радуйся, когда тебя хвалят", "Не получай удовольствие от восхищения".

-2

2. Не давай поглаживания

"Не говори людям комплименты, приятные слова, это будет выглядеть странно", "Люди подумают, что ты им льстишь или тебе от них что - то надо", "Если ты девушка, то не делай комплименты другим девушкам, а то тебя примут за лесбиянку", "Не делай комплименты мужчинам, подумают, что ты заигрываешь".

Например, девушка приходит в офис и видит свою коллегу, которая действительно хорошо выглядит. И вместо того, чтобы сказать ей об этом, она начинает думать примерно следующее: "А что она подумает? Она сейчас начнет думать почему я ей это сказала. Еще наверное подумает, что мне от нее что - то надо. Ой, ладно, лучше промолчу".

3. Не проси

Не менее губительный запрет, который проявляется в том, что человеку нельзя просить поглаживания.

Например, у вас завтра важное собеседование. Вы хотите работать в этой фирме, вас выбрали в качестве кандидата, пригласили на собеседование в солидный офис. Вы переживаете, вы не уверены, у вас дрожат колени, пересыхает горло. Это самый момент, чтобы попросить о поглаживаниях. Важно иметь 2 - 3 человек, которых можно спокойно попросить о поглаживаниях, просто написав им: "Дорогой(ая), я завтра иду на очень важное для меня собеседование. Пожалуйста, поддержи меня. Я чуть неуверенно себя чувствую. Скажи мне, что со мной просто все окей. Мне сейчас именно это и нужно".

Но как происходит, когда у нас есть запрет? Мы говорим своим друзьям примерно: "Как ты думаешь, у меня вообще есть хоть какие - то шансы?". И друзья отвечают, что там конечно сложно работать и мы начинаем думать "Ну все, капец".

Конечно, с одной стороны, люди должны понимать, что от них хотят услышать, но с другой стороны и мы должны уметь сформулировать напрямую: "Я завтра иду, я волнуюсь, мне сейчас нужна просто твоя поддержка"

4. Не отказывайся, даже если тебе не нравится

Например, вас оценивают только по вашему внешнему виду. Вы очень красивы собой, но еще у вас имеется 3 высших образования и вы говорите на разных языках. Вам все время говорят только про вашу внешность и вас это напрягает. Хочется сказать оппоненту, что помимо внешности у вас еще и мозги имеются, но вам как-то неудобно и вы говорите только "да, спасибо".

Как поступает человек, если у него нет этого запрета? Он говорит примерно следующее: "Давайте не будем обсуждать мою внешность. Мне конечно очень приятно, но было бы еще более приятно, если бы вы мне сегодня что - то сказали про мою личность".

5. Не давай самому себе поглаживания

Это табу и запреты самому себе.

"Будь скромнее", "Не говори о себе хорошо", "Не развешивай тут свои фотографии и свои дипломы", "Не любуйся собой"

Это ключевая проблема в голоде, которая запускает игры. Человек не может позволить себе то, что он хочет. Даже мысленно. Он сомневается в себе, считает, что он не достоин того, чего хочет.

Все эти запреты влияют на нашу личность, на нашу жизнь. Поглаживания нужны любому человеку, как вода растению. Когда человек не может получить или принять прямое признание в той или иной форме, он стремится получить его через игру, которая является богатым источником поглаживаний.

-3

И как раз в следующей статье мы рассмотрим эти транзакции, как люди играют в эти игры, как взаимодействуют друг с другом ради того ,чтобы получить желаемое и удовлетворить свой голод. До встречи в следующих статьях!