Найти тему
Вперед в прошлое

«Дикая дивизия». Единственная дивизия Первой Мировой состоящая из Кавказцев. Что больше всего не любили гордые горцы

Оглавление

В России горцы были освобождены от воинской обязанности, их задачей бала охрана российских кавказских границ. Однако во время Первой мировой войны было сделано исключение, благодаря которому и появилась дивизия, состоявшая из народов Кавказа.

Инициатором стал генерал-адъютант Илларион Воронцов-Дашков, который предложил царю сформировать кавказское подразделение. Идея была поддержана, и 27 июля 1914 года по началось формирование Кавказской туземной дивизии.

Структура дивизии была следующей: шесть конных полков (Второй Дагестанский, Чеченский, Черкесский, Ингушский, Кабардинский, Татарский (его укомплектовали азербайджанцами, которых относили, как ни странно, к татарам), и пеший батальон, сформированный из аджарцев.

Командиром дивизии стал великий князь Михаил Александрович.

Младший брат царя был достаточно популярным как среди простого народа, таки и среди высшего сословия, что автоматически привело к тому, что на службу под его началом стали проситься очень известные, сейчас уже исторические, личности: князья Багратион и Чавчавадзе, представители родов Гагариных, Толстых, Половцевых, Старосельских, а также европейская знать - польский князь Радзивилл, принц Наполеон-Мюрат, барон Врангель и многие другие.

Особенности

В общей сложности, по национальному составу «Дикая дивизия» состояла из шестидесяти народностей.

Сама атмосфера в подразделении был отличной от остальных частей русской армии. Здесь не было никакого раболепства перед офицерами со стороны нижних чинов, как не было и обратного презрения (к сожалению, имевшего место) со стороны знати.

Офицеры уважительно относились к традициям горцев, а отношения в дивизии были похожи больше на почти семейно-патриархальные.

При этом в бою кавказцы четко выполняли все отдаваемые приказы, за исключением одного – беречь себя.

Для горцев было неприемлемым идти за спинами, они всегда рвались вперед.

-2

Еще одной особенностью в дивизии была служба сразу нескольких поколений одной семьи. В части были отец, братья и дети. Документально зафиксировано, что вместе с отцом пришел служить и его двенадцатилетний сын Абубакар Джургаев.

Боевое крещение дивизия получила на Юго-Западном фронте, в Карпатских горах. Горцы вели тяжелейшие бои, периодически проводя молниеносные и блестящие операции. Так, в декабре 1914 года два полка (Татарский и Чеченский) по бездорожью и снегу совершив марш, обошли оборону австрийских войск, ударив им с тыла. В плен попали около пятисот австрийских солдат и девять офицеров. Удивительный по смелости и планированию бой дивизия провела и 10 сентября 1915 года.

Конные сотни Кабардинского полка, получили приказ провести разведку у небольшого села Зарвыница. Но во время разведки командир группы князь Ф.Н. Бекович-Черкасский, оценив обстановку, принял решение внезапно атаковать противника.

В итоге горцы неожиданным наступлением практически уничтожили два мадьярских полка, 9-й и 10-й. Живыми остались всего лишь около трехсот солдат и офицеров. Еще одним ярким моментом в боевой биографии «Дикой дивизии» стал знаменитый «Брусиловский прорыв». Дивизия первоначально находилась в резерве 9-й армии, но как только получила боевое задание, то, естественно, сразу же и отличилась.

В ночь на 30 мая 1916 года группа из шестидесяти кавалеристов (командир - есаул Чеченского полка Дадиани), первой форсировала Днестр, захватив и удерживав плацдарм для наступления. Вслед за отрядом реку форсировали четыре полка дивизии (Чеченский, Черкесский, Ингушский и Татарский) и казацкий Заамурский полк.

Они прорвали позиции австрийских войск, обеспечив развитие успеха наступательной операции генерала Брусилова. За этот подвиг все шестьдесят кавалеристов, первыми форсировавшие Днестр, были награждены лично Георгиевскими крестами. Кстати, ради уважения чувств горцев, первоначально кресты вручали не совсем похожие на кресты. Вместо Георгиевского к колодке прикреплялся двуглавый орел.

Однако горцы награду стали называть «курицей» и потребовали, чтобы им вручали не подобие, а настоящую награду. В итоге от практики замены для награждения кавказцев реш

или отказаться. Необходимо отметить, что желающих воевать в дивизии среди горцев было столько, что максимально возможные полковые штаты просто физически не могли принять всех.

-3

Всего в «Дикой дивизии» отслужили более семи тысяч горцев, практически половина из них была удостоена Георгиевских крестов и медалей «За храбрость». Потери всех полков дивизии по состоянию на март 1916 года составили 283 человека убитыми и 1582 человека ранеными.

После летнего наступления дивизия участия в боевых действиях больше не принимала, а затем была отведена в тыл. Последний подвиг горцев – это отказ осенью 1917 года выступить на стороне генерала Корнилова (так называемый Корниловский мятеж) и разгонять Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Кавказцы просто отказались поднимать оружие против русских и тем более участвовать в междоусобной войне. После этого, в октябре 1917 года, дивизия вернулась на Северный Кавказ к месту формирования.